Операция «Багратион», названная в честь русского полководца Петра Ивановича Багратиона, отличившегося в походах Суворова и Отечественной войне 1812 года, проходила с 23 июня по 29 августа 1944 года в ходе Великой Отечественной войны.
Советская армия нанесла крупнейшее поражение немецкой армии за всю военную историю Германии, разгромив группу армий «Центр» вермахта. Это одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества.
«Наконец-то нам дали приказ наступать…»
«В первые 12 дней операции «Багратион», с 23 июня по 4 июля 1944 года, советские войска, взломав оборону противника, продвинулись с исходного положения до меридиана западнее Минска почти на 240 км. Это давало среднесуточный темп наступления около 20 километров в сутки, – рассказывает известный российский военный историк Алексей Исаев. – Такой сокрушительный разгром казался почти невероятным. Настолько невероятным, что в советских успехах усомнились, и в доказательство реальности донесений из Белоруссии по Москве прогнали колонны только что взятых пленных, которые возглавляли 19 генералов, что стало убедительным подтверждением только что произошедшей катастрофы германской армии».
Но до начала операции «Багратион» только отчаянные оптимисты могли поверить в прорыв темпом в 20 километров в сутки. Еще свежи были воспоминания о тяжелых потерях в боях зимы 1943–1944 годов в ходе неудачных Оршанской и Витебской наступательных операций. Командующий 11-й гвардейской армией Кузьма Галицкий в воспоминаниях откровенно признавался: «На намеченном командующим фронтом участке прорыва видели остовы десятков наших сгоревших в предыдущих боях танков. Эта картина наводила на грустные размышления и напоминала о неудачах на этом направлении зимой 1944 года». Занимавшие окопы на переднем крае и места в боевых машинах в капонирах в ближнем тылу солдаты и офицеры четырех фронтов в Белоруссии в июне 1944 года отнюдь не были уверены в своей победе и успехе. Оставались небезосновательные сомнения относительно того, не станет ли очередное наступление неудачей или всего лишь частичным успехом с большими потерями. Тревога за результат подстегивала штабы и командование всех уровней и заставляла работать над успехом операции с удвоенной и утроенной энергией».
Удивить – победить
Готовить крупную наступательную операцию «Багратион» стали в апреле 1944 года с учетом опыта и неудач. Строжайшая секретность и то, что ее удалось сохранить вплоть до самого начала наступления, – важная ее особенность и одновременно залог успеха.
Масштабная подготовка проходила с тщательной маскировкой. Воинские части перегруппировывались ночью, а днем от фронта в тыл шли эшелоны с макетами танков и орудий. Во многих местах наводили ложные переправы, прокладывали для видимости дороги. В радиоэфире царило полное молчание. План операции знало лишь ограниченное число людей. Даже для партизан наступление Красной армии было неожиданным. В тылу шла изнурительная подготовка войск: бойцы учились преодолевать реки, болота, пересеченную местность. На смену некой бессистемности пришла четкая координация действий подразделений Красной армии на всех фронтах и партизанских соединений, в рядах которых сражалось около 140 тысяч белорусских народных мстителей.
В ходе операции «Багратион» практически зеркально повторились события 1941 года. Но на этот раз в «котлах» гибли немецкие дивизии, соединения теряли связь и управление, пока советские танковые клинья замыкали кольцо окружений, разделяли и дробили подразделения врага, перерезая им дорогу к отступлению, и по дорогам брели унылые колонны немецких военнопленных… Это был по-настоящему оглушительный реванш за неудачи 1941-го. Советским войскам очень долго не удавалось загонять немцев в крупные «котлы». Противник либо успевал отводить свои войска, либо прорывал окружение. Но операция «Багратион» продемонстрировала несколько успешных разгромов окруженных группировок немецких войск. О молниеносности наступления Красной армии говорит уже тот факт, что все «котлы», в которые попадали гитлеровские войска, ликвидировались в минимальные сроки: Бобруйский – за 3 дня, Витебский – за 4, Минский – за 6, Вильнюсский и Брестский – за 2 дня каждый.
Также немецкие войска впервые потеряли солдат (более 410 тысяч убитыми и пропавшими без вести) больше, чем Красная армия (почти 180 тысяч человек).
Наш вклад в Победу
Мозырь был освобожден почти за полгода до начала операции «Багратион», но именно в ходе Калинковичско-Мозырской наступательной операции (8–30 января 1944 года) был создан необходимый плацдарм для обхвата бобруйской группировки противника, с которого началось освобождение советской Белоруссии.
…21 июня 2014 года на кромке поля, прилегающего к 71-му километру трассы Бобруйск–Мозырь, близ деревни Раковичи Светлогорского района Гомельской области, был открыт монумент. В июне 1944-го здесь хлюпало и звенело комарами ныне осушенное болото Бридский мох, по «берегам» которого стояли войска первого эшелона 65-й армии генерала Павла Батова, начавшие 24 июня наступление. Вблизи этого места до сих пор находятся те самые трясинные места, в которых в 1944 году советские солдаты в течение 20 дней и ночей скрытно строили плоты для пушек и гати для прохода танков. Настил гатей наиболее интенсивно продолжался с началом боевых действий. Сами воины преодолевали болото в мокроступах, таща волокуши с боеприпасами, провиантом и прочим необходимым для обеспечения войск. Именно отсюда началось стремительное освобождение белорусских земель, три года находящихся под жестоким фашистским игом.
Освобождение Мозыря в январе не было освобождением всего Мозырского района: врага отодвинули на запад примерно на 30 километров. 28–29 июня 1944 года была проведена тактическая десантная операция в районе Скрыгалово–Конковичи с участием кораблей Днепровской военной флотилии в ходе операции «Багратион». Оба села были заранее подготовлены немецкими войсками к обороне. Всего в десант включили 293 бойца (260 стрелков и 33 моряка) на четырех бронекатерах. Для достижения внезапности атака в районе Скрыгалово началась с наступлением темноты. Сначала были высажены моряки: умело корректируя артиллерийский огонь бронекатеров, десантники добились уничтожения 7 орудий, 6 минометов и подавления 9 других огневых точек, также было взорвано 7 дотов. В разгар боя бронекатера высадили стрелковую роту. Организованная немецкая оборона была нарушена, село Скрыгалово освобождено, советские войска стремительно продвигались к Петрикову, который был освобожден 30 июня. Младший лейтенант Николай Чалый, главный старшина Геннадий Попов, краснофлотцы Николай Сикорский, Галлям Мурзаханов за проявленные в этих боях мужество и героизм представлены к званию Героя Советского Союза.
…Операция «Багратион» была самым стремительным, самым решительным, самым мощным сражением Второй мировой войны в целом. Впереди – освобождение от коричневой чумы всей Европы.
Подготовил Дмитрий КУЛИК.