Работники «Жыцця Палесся» – о своих героических предках

147

«В боевом строю за Родину были и мои деды»

Ольга Ардашева с портретом деда Федора Сухоницкого.

– Я была маленькой, когда ушли из жизни мои дедушки – наши Герои той войны – Афанасий Евстратович Тихонов и Федор Артемович Сухоницкий, но детские воспоминания о них сохранились. Оба они уроженцы деревни Мелешковичи, свое детство провела именно здесь, – рассказывает Ольга Ардашева, главный редактор «Жыцця Палесся». – Для деда Апанаса, так просто звали маминого отца, я была любимой внучкой. Он неохотно рассказывал о военном времени. Когда началась война, дед угонял колхозный скот за Днепр, а, когда справился с этим заданием, был задействован во 2-м Белорусском фронте, служил рядовым. Был исполнительным и принципиальным, суровым, но надежным. Получил ранение, из-за которого ему отняли палец. Знаю, что Победу встретил в Берлине. С моей бабушкой Ольгой Петровной Жильской они сошлись в 60-х годах. Моя мама была у них поздним ребенком: ее отцу тогда было 58, матери – 43. Но трудностей не боялись, то поколение было крепче нашего, усердные, спокойные и такие добродушные. Бабушка вспоминала, как ее 20-летней угнали на работу в Германию, заставляли по 14 часов работать на заводе, там они штамповала детали. До конца жизни она не ела свеклу и первое с пассерованной морковью: этими гнилыми овощами фашисты кормили своих рабов…

Папин отец Федор Артемович Сухоницкий ушел на фронт в 1943 году, бил врага в Лельчицком районе, затем в Житковичском. Его, пулеметчика, дважды раненного, трижды контуженного, после госпиталя направили в артиллерию. Победу он встретил недалеко от Берлина. Самые яркие и образные его рассказы были связаны с происходящим в Восточной Пруссии. Шли бои за маленькую деревушку. Немцы не хотели уступать. Село за день несколько раз переходило «из рук в руки». Немцы ранили двух товарищей деда: земляка из д. Романовка и узбека Туру Раджабова. Подмога все не приходила, а силы держаться покидали. Дедовы однополчане просили дать пистолет или застрелить их, чтобы их не взяли в плен, – получили отказ. Рассказывал, как в каске набирал воду из местной речушки и ползком доносил ее до своих боевых друзей, приводил их в чувство. И помощь пришла. Тому, что из Романовки, в итоге ампутировали ногу, но он выжил. Узбек тоже поправился. Он долго искал местожительство дедушки и спустя почти три десятка лет приехал в Беларусь из солнечного Узбекистана, чтобы поблагодарить за жизнь, за все, что имеет. Он стал полковником милиции, уважаемым человеком. А ведь все могло оборваться в секунду… Много о войне рассказывала бабушка по линии отца – Ольга Степановна Вегера. Ее первый муж ушел на войну, а на руках остался годовалый сын. Вспоминала, как держала его на руках и боялась, что он заплачет и этим выдаст всех тех, кто спрятался и убежал на Чертень. Немцы боялись полесских топких болот и не шли далеко. Тот день – 22 марта – она запомнила навсегда, как и все жители Мелешковичей, ведь им всем была уготована та же участь, что и жителям Хатыни.


«Не нужна война!»

Ирина Липская с портретом бабушки Евгении Тимошенко.

– Когда началась война, моей бабушке, Евгении Севостьяновне Тимошенко, было 15 лет. Она хорошо запомнила день, когда немцы впервые приехали в ее родную деревню Носовичи в Калинковичском районе. В первое время они не трогали мирное население, старались даже войти в контакт, но люди относились к ним с настороженностью и с опаской, особенно после того, как были составлены списки и группу молодых людей отправили на работу в Германию. В их числе была старшая сестра бабушки, но ей удалось сбежать с поезда на станции Василевичи и лесами вернуться в деревню. Жили в постоянном страхе, ведь за это немцы могли расстрелять всю семью. Местный полицай не выдал, но только из своей корысти: ему отдавали всё, что он просил, – от еды до какой-нибудь хозяйской утвари или одежды, – рассказывает историю своей семьи Ирина Липская, ответственный секретарь учреждения. – Позже за связь с партизанами деревня была сожжена карательным отрядом. Благо сельчане были оповещены заранее и успели убежать в лес. Бабушку, ее мать, двух старших сестер, младшего брата и племянника у себя приютили родственники из соседней деревни. Но в годы оккупации им часто приходилось прятаться и подолгу сидеть в болотистом лесу. В результате одна из сестер заболела пневмонией и умерла. Ее 5-летний сын остался сиротой.

Когда в 1944 году деревню освободили, бабушка вместе с другими девушками ушла служить вольнонаемной в банно-прачечный комбинат, где в прифронтовых зонах вручную стирали одежду для бойцов Красной армии. Стертые до кровавых мозолей, не гнущиеся от артрита пальцы, разъеденная щелоком (древесной золой) кожа рук и тонны белья, которое вываривали в огромных чанах и затем полоскали в холодной воде в любую пору года, – такими были будни женщин банно-прачечных отрядов. Также стирали и простыни, тряпки, бинты для полевых госпиталей. Тяжелая, вредная, выматывающая работа… Постоянная простуда… Часто голодали. Бабушка рассказывала, что полевая кухня в первую очередь ехала к тем, кто на передовой. Случалось, что ее уничтожал враг, тогда приходилось по несколько дней ждать, когда следующий обоз с едой доставят к солдатам, а потом на обратном пути покормят девушек, если что-то останется.

Как-то, стирая, бабушка поранила руку: в нее вонзился осколок человеческой кости. Бабушку на какое-то время отстранили от стирки, но она не сидела просто так в стороне, а помогала развешивать белье. За самоотверженный труд ей объявили благодарность и наградили солдатским суконным пальто. Победу бабушка встретила в городе Деммине на севере Германии. Была награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Домой вернулась в октябре 1945 года. Очень плакала, ведь дома как такового не было: он был сожжен. Ее родные все еще не имели крыши над головой, строили небольшую избенку. Прятались от дождя под раскидистой ивой (она простояла до наших дней). Строительство далось очень тяжело, ведь мужчин в семье почти не осталось: братья бабушки Макар и Григорий погибли в бою. Один был танкистом (лейтенант), второй – пулеметчиком. Погиб и муж сестры. После войны бабушка работала в колхозе. За добросовестный и многолетний труд она была награждена медалью «Ветеран труда». Я часто просила бабушку рассказать о войне. И каждый раз она начинала со слов: «Ой, не нужна нам эта война!». Конечно, не нужна. Нам нужен мир!


«Крепки корни, когда жива история»

Наталья Кондрусевич с портретом прадеда Каленика Дубовца.

– Имя моего прадедушки по маминой линии, истинного героя и человека невероятной душевной доброты и мужества, хорошо знают мои дочери и сын. Мы с мужем часто рассказываем детям о том, какие сильные и крепкие у них корни. Причем с обеих сторон, – делится Наталья Кондрусевич, корреспондент газеты. – Рассказать хочу о прадедушке Каленике Адамовиче Дубовце. Информация о нем содержится в книге «Память» нашего города и района в разделе, рассказывающем о воинах Красной армии, о земляках, которые в годы войны погибли, пропали без вести и умерли от ран. В этом списке есть дорогая сердцу фамилия и небольшое фото.

Каленик Адамович Дубовец родился в деревне Мелешковичи Мозырского района Полесской области в 1904 году. 23 июня 1941 года был призван на службу в Красную армию. В тот момент 37-летний мужчина уже был отцом 8-х детей. Оставив жену Федору, сыновей и дочерей (самый младший Григорий только родился), он отправился на войну. Служил Каленик Адамович в 18-й гвардейской гаубичной артиллерийской бригаде. Последним местом службы стала 5-я артиллерийская Краснознаменная дивизия прорыва Резерва Главного Командования. Служил умом, сердцем и душой, что доказывают высокие награды: медаль «За боевые заслуги» (29.01.1943) и медаль «За оборону Сталинграда» (10.12.1943). Сохранились даже фото архивных документов, из которых известно, что дедушка в военное время был санитаром. С волнением сегодня читаю выбитые синими чернилами на печатной машинке неровные строчки: «Санитара санитарной части полка, ефрейтора Дубовца Каленика Адамовича (представить к награде медалью «За боевые заслуги» – прим. авт.) за то, что он проявляет исключительную заботу о раненых и больных повседневно, не жалея сил и не считаясь со временем работает над созданием уюта и удобств для раненых и больных».

Наш прадед прошел фактически всю войну. Буквально на последнем шаге его настигла смерть. Уже гораздо позже мои родственники узнали от сослуживца дедушки тяжелые подробности трагедии: накупив подарков, он, счастливый, возвращался к жене и детям. По пути домой заночевал с товарищами в палатке. Ночью на них обрушился шквал огня противника. Израненный, дедушка погиб. Был январь 1944 года. Семья так и не дождалась домой мужа и отца… Эту трагическую историю в нашей семье передают из уст в уста. Захоронен, согласно документам, ефрейтор Каленик Адамович Дубовец в братской могиле, расположенной в г. Рудня Смоленской области в России.

Убеждена, что связь с прошлым, с историей рода, очень важна. Когда дети понимают, что слова «честь», «долг», «Родина», «забота», «патриот» – это не просто красивое сочетание букв, а в них скрыт глубокий смысл, они проникаются уважением, любовью, восхищением, сопереживанием к рассказам о военном времени. И никогда не захотят повторения этой темной истории… А глубину смысла устанавливаем мы, родители, рассказывая детям о предках-героях и помогая прочувствовать эту незримую связь.

Давайте помнить, чтить и беречь живую Память. И передавать ее новым поколениям.

Фото Сергея ШАПОВАЛОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: