Военно-исторический комплекс «Партизанская криничка» объединяет патриотов и переносит в 1941 год

78

Благодаря квесту, организованному на территории «Партизанской кринички» в Чёнковском сельсовете Гомельского района, мозыряне узнали, каково это – жить в лесу, вести партизанский быт.

«По лесной партизанской тропе…»

Длинная узкая дорога в глубь красивого зеленого леса, где по обочинам растут видавшие виды березы-мачты. Шикарный закат. «Какая все-таки наша Беларусь красивая!» – перемолвились с попутчиками.

И вот нас встретил мемориальный комплекс «Партизанская криничка», расположенный в гомельском лесу. Это особое место. Именно здесь 17 августа 1941 года был сформирован первый гомельский партизанский отряд, в котором тогда насчитывалось 37 человек. Это был городской актив, жители Гомельского района и военные, попавшие в окружение. Отряд позже вырос, став бригадой «Большевик». Расположение было выбрано неслучайно. Здесь находился родник. Стояла сильная жара, кто-то испил из него и сказал: «Вкусная водица в партизанской кринице». Так и пошло название этой местности.

Комплекс состоит из двух частей: мемориальной, открытой в 1983 году к 40-летию освобождения Гомеля, и экспозиционной, распахнувшей свой «пост» в 2022 году. Возложив цветы и почтив память героев минутой молчания, мы приступили к игре.

Не «понарошку»

Впервые в этом году в музейной части криницы под открытым небом состоялось командное квест-соревнование. Приезжих было около 100 человек. Мы поделились на несколько команд.

Наша легенда: мы, военные, попали в окружение, отстали от своей части и, притворившись местными жителями, пытаемся прорваться к своим однополчанам через лес, кишащий немцами. Периодически раздавались выстрелы и взрывы. Нам выдали топографический план местности, сопровождающего, задали время и отправили в путь.

Мы метали гранаты в дзот, только не стоя, а из положения сидя или лежа. Гранаты оказались настоящими, тяжелыми, правда, без запала. Из 11 попыток 2 оказались удачными. Пытались пройти как можно тише по местности, чтобы нас не заметил враг, и вовремя увидеть и обойти ловушки. Если кто-то задевал растяжку, раздавались взрывы и автоматные очереди. С каждой ловушкой задание становилось все сложнее. На пути попался немецкий конвой, и мы, окруженцы, должны были придумать, как его так обвести вокруг пальца, чтобы нас пропустили. Из военного снаряжения у нас были каска и ружье. Одна из участниц каску спрятала под одежду, притворившись беременной. Ружье пришлось выбросить. Когда подошли ближе, то фриц расстрелял беременную женщину у нас на глазах. На вопрос зачем, ответил, что «я фашист, и я так хочу». Нас все-таки пропустили. Когда гнали через КП с криками «Шнеле! Шнеле!», я словила себя на ощущении, что перестала быть в игре, а оказалась на настоящей войне, где обычных людей гнали как скот, и ты стоишь и понимаешь, что вот прямо сейчас это твой родной лес и твоя земля, а через минуту тебя уже может и не быть. Это было жутко.

Доставив раненых в госпиталь, мы двинулись дальше. Теперь была задача через настоящий окоп, в полусогнутом положении, не высовывая головы, беззвучно, преодолевая баррикады и не бросая товарищей, доставить полевую почту. А над нами стреляли немцы. Кстати, за оставление «сослуживцев» в опасности штрафовали. И еще было задание найти из представленного арсенала оружие Второй мировой войны. Ситуацию спасли наши мужчины – без единой ошибки.

Справедливости ради стоит отметить, что пока мы бегали, мы взмокли и про мошек забыли, и они нас не беспокоили.

Квест завершился не нашей победой. Но ощущения и эмоции, полученные во время игры, невозможно забыть. Все были под впечатлением. Кстати, наш сопровождающий оказался по образованию психолог. В Гомеле он руководит несколькими театральными студиями, так что атмосфера во время проведения игры была самая настоящая, военная.

Вернуться назад

Экспозиция состоит из мемориального комплекса и пяти землянок, полевой кухни, полевой почты, орудий и снарядов.

В штабной землянке планировались все боевые действия. Командирами партизанских отрядов были в том числе и окруженцы. Переходить линию фронта было опасно и сложно. Многие погибали. К тем, кому удалось выжить, было много вопросов: «А не был ли ты в плену? А не заброшен ли ты сейчас как агент?». Поэтому многие выбирали партизанскую войну. На территории нынешней Гомельской области действовало 111 партизанских отрядов. Численность – около 50 тысяч.

Бригаду «Большевик», дислоцировавшуюся на криничке, возглавлял капитан Красной армии, уроженец Житомирской области Иван Гамарко. Из экспонатов обратила на себя внимание книга «Заветы Суворова». Экскурсовод объяснил, что в 1941 году офицеров не было в армии. Были красные командиры. И только в 1943 году появились погоны и воинские звания.

Вторая землянка – медицинская. Здесь идет операция. На территорию Беларуси с Большой земли было заброшено 500 профессиональных врачей, в основном хирурги. Возврат в строй после партизанских госпиталей составлял 93 %. Среди экспонатов привлекла внимание трофейная бактериологическая лаборатория, с надписью на немецком языке, и походная кровать XIX века, как раскладушка.

Интересной оказалась землянка со связистами. В Житковичском районе на Булевом болоте приземлилась группа красноармейцев, которые имели ретранслятор, и благодаря этому все партизанские соединения имели выход на Подольск Московской области. Кстати, там часто встречались командиры отрядов. Сталин называл эти земли «оперативным партизанским центром».

Мозыряне помнят

В 1943 году одним из командиров партизанской бригады был известный нам Федор Михайлович Языкович, именем которого названы средняя школа № 5 и улица в Мозыре, – один из организаторов и руководителей коммунистического подполья и партизанского движения на территории Полесской области в годы Великой Отечественной войны.

По словам экскурсовода, он погиб в бою при невыясненных обстоятельствах. Есть версия, что от руки диверсанта.

В конце дня нас позвали к костру, где уже был приготовлен вкуснейший солдатский паек: гречневая каша с тушенкой, горячие бутерброды и чай из лесных трав. Мы пели песни военных лет под гитару, делились впечатлениями, заводили новые знакомства и не хотели уезжать. Очень искренне и по-настоящему все оказалось.

Правду говорят, что у некоторых мест есть душа и память. Память о наших защитниках, благодаря мужеству и героизму которых мы имеем возможность мирно жить, а не участвовать по-настоящему в страшных событиях.

Низкий поклон, дорогие победители!

Людмила ЛИПНИЦКАЯ,
внештатный автор.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: