Среди наиболее пострадавших от сильного ливня со шквалистым ветром в юго-восточном регионе стала именно Мозырщина.
Об усталости все забыли
«Вся информация стекалась к нам в центр оперативного управления Мозырского ГРОЧС, где фильтровалась, анализировалась и отправлялась адресатам или нашим работникам для устранения последствий стихии, – рассказывает старший помощник начальника центра оперативного управления Мозырского ГРОЧС Игорь Каток. – Все пиковые дни работали в тесном взаимодействии с другими службами и организациями, которые так же, как и мы, включились в работу по ликвидации последствий от стихии.
В первый день было много вопросов по электричеству. А на второй и третий стали больше звонить по поводу воды. Причем некоторые говорили: «Вы же спасатели, у вас такие большие машины с водой. Почему вы не привозите ее людям?» Приходилось объяснять, что у нас в автомобилях техническая вода, которую нельзя пить. Поэтому мы брали свою технику, ехали на пивзавод, там цепляли пустые бочки для кваса, в которую помещается около 900 литров, и везли их наполнять на водозабор. А уже затем развозили бочки с водой по наиболее оживленным местам города. Одна бочка расходилась в течение часа. Потом опять по тому же маршруту. С вечера по телефонным звонкам мы составляли списки мест, куда нужно утром доставить воду. Затем передавали ответственному лицу, который распределял технику и количество бочек с водой по городу. Существенную помощь в подвозе воды оказывали военнослужащие со своей техникой.
Давно не помню такого, чтобы все наши сотрудники как один оперативно вышли на работу и трудились и день и ночь. Никто не отказался и не сослался на усталость. Одни дежурили сутками и контролировали работу генераторов в отдаленных уголках района, другие принимали звонки и координировали работу служб, находясь в штабе, третьи с бензопилой в руках круглосуточно пилили упавшие деревья и освобождали проезжую часть, а кто-то на жаре, чуть ли не падая в обморок, возил и раздавал людям воду. Все ответственно и профессионально подошли к выполнению своих обязанностей.
Вот только не все понимали масштабы стихии и входили в положение. Помню, как позвонила мне бабушка одной из деревень и минут 20 жаловалась, что нет ни капли воды. Я ей все объяснил. Позже, когда появились возможности, доставили ей воду.
Другой звонок был из Прудка от дедушки. Он сетовал, что нет света, телефон разрядился. Я сказал, что завтра утром после смены дома возьму пауэрбанк, буду ехать в Прудок на дачу, заеду по дороге к вам и привезу зарядное устройство. После чего он успокоился: «Ну ладно, я еще чуток подожду». Как видите, к каждому человеку надо находить индивидуальный подход.
Был еще звонок из Минска от женщины, которая переживала за своего 90-летнего отца, проживающего в Мозырском районе. Не было связи, и она волновалась за него. Я позвонил своим ребятам, которые находились неподалеку от той деревни, назвал адрес и попросил проведать дедушку. Ребята не отказали, заехали, он был в бодром здравии с водой и едой. В тот же день перезвонил в Минск дочери, рассказал и успокоил ее.
Что касается генераторов, то все имеющиеся мы сразу же пустили в дело, отправив их по остронуждающимся адресам. Небольшие генераторы также использовали, но точечно. К примеру, к нам обратилась женщина и сказала, что у нее мама лежачая, а кровать работает на электричестве. Наши работники выехали с генератором, запитали кровать и немного помогли престарелой больной женщине.
Был случай с генератором в детской больнице. В какой-то момент произошла утечка топлива и генератор перестал работать. Мы выехали на место. Чтобы не тратить время, наши спасатели сами устранили неисправность и запустили генератор.
Радует, что откликнулись на помощь и рядовые граждане. Среди них один мужчина, который на своей грузовой машине подвозил жителям питьевую воду. Единственное, чем ему помогли, так это заправлять автомобиль на АЗС для спецтранспорта».
Телефоны не умолкали ни на секунду
«Когда происходит глобальная чрезвычайная ситуация в масштабах района, объявляется общий сбор и в течение часа каждый работник МЧС должен прибыть в свое подразделение, – говорит оперативный дежурный Мозырского ГРОЧС Андрей Дорошко. – Вечер 14-го июля и все последующие дни звонков было огромное количество. В первый день – более 200. У нас работали три линии и все три телефона не умолками ни на секунду. Я только клал трубку и сразу же поднимал ее снова. Самые первые звонки были по поводу поваленных деревьев, которые преградили путь автотранспорту, звонили по поводу оборванных линий электропередачи.
Не скажу, что были какие-то проблемные вопросы, которые нельзя было решить. Все они решались, только нужно было время. Приходилось по телефону успокаивать людей, объяснять ситуацию. Когда с человеком поговоришь спокойно, расскажешь о произошедшем, объяснишь, что все службы работают, тогда снимается любое напряжение.
Что удивительно, в первый день даже были звонки по страховым случаям. Людям было интересно, когда им возместят ущерб, причиненный их жилищу. На следующий день больше всех интересовала тема питьевой воды: где и когда набрать. Каждый звонок приходилось фиксировать в журнал, чтобы затем проанализировать и принять правильное решение».
С генератором на дежурстве
«В тот день у меня был выходной, – вспоминает минувшие события мастер-спасатель ПАСЧ № 1 Мозырского ГРОЧС Михаил Дворак. – Но как только объявили сбор, то через полчаса уже был в части. От оперативного дежурного получил задание ехать в агрогородок Слобода и везти генератор на молочнотоварную ферму, которая была полностью обесточена.
В целом, с последствиями стихии справились, но не без ошибок. Благодаря погодным катаклизмам получили хороший опыт, урок на будущее. Стихия показала нам, где имеются слабые места и какие моменты необходимо улучшить.
Сергей БОРОВИК.
Фото автора.