Природа необычайно щедра, коль постоянно дарит человеку возможность не только любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу в виде изделий для обихода, строительства домов, лодок, мебели, домашней утвари, музыкальных инструментов, предметов интерьера и другое. Свою уникальную грань среди этих природных богатств открыл однажды мозырский мастер-умелец Сергей Боярчук.
Любовь к природе – от любви к Родине
Главная часть жизни нашего героя связана с Мозырем, но как принято говорить, его пуповина зарыта в саду под яблоней в деревне Борщевка Хойникского района (теперь это зона Полесского радиационно-экологического заповедника).
Там в гармонии с природой прошло его детство, где он научился слышать шелест листьев и чувствовать волнение деревьев, видеть их уникальность и необычайную красоту.
Отец – инвалид войны, слыл рукастым плотником на всю округу. И сруб, возведенный руками мастера, вызывал особое восхищение. Любовь к природе и умение работать с деревом, пожалуй, на генетическом уровне передалась Сергею от отца. А его отцу – от деда. Не раз присматривался маленький Сергей за тем, как смело «бегал» в руках отца рубанок, оставляя за собой пышное облако душистой стружки. Вот только орудием его труда в будущем станет отнюдь не рубанок. Да и воплощение мечты в реальность отодвинется на годы…
На жизненных перекрестках
После окончания Погонянской средней школы судьба закружила сельского паренька, как в водовороте. Только успевай хлебнуть глоток свежего воздуха.
Практически сразу после школы он примерил солдатскую форму. Служить выпало в Германии. Потом окончил школу прапорщиков и остался сверхсрочником. В начале 80-х на его долю выпали испытания на прочность и мужество в Афганистане. После горячей точки карьеру военного старший прапорщик Боярчук завершил в Мозыре в ракетной дивизии. А в целом военному делу он посвятил более 20 лет. Военная выправка и дисциплина поспособствовали формированию лучших черт его характера, которые сопровождают по жизни и после ухода в отставку: ответственность, твердость духа, порядочность.
Применение своим потенциальным возможностям находил в различных сферах и организациях города. На заслуженный отдых ушел из Мозырского отдела Департамента охраны. И где бы ни трудился бывший военный, ему всегда доверяли самые ответственные посты, на которых он достойно справлялся.
Время для творчества
Еще будучи работником Департамента охраны, Сергей Боярчук увлекся тайной древесных капов (с детства в его душе жила мечта – узнать, что там внутри).
Сначала тщательно ознакомился с технологией заготовки сырья, его обработкой, попробовал изготавливать различные вещи. Неоднократно представлял свои работы на выставках, которые отмечались дипломами. Этому занятию стал посвящать все свободное время. Много читал, находил полезную информацию, учился, набивал руку, создавая сначала маленькие предметы (вазы, фигурки животных и сказочных персонажей), а потом и большие вещи (уникальные журнальные столы, подставки под вазоны, шкатулки, оклады для икон, рамки для портретов, конфетницы, настенные часы и другое).
«Свои детские мечты воплотить в реальность я смог только уже в зрелом возрасте, – говорит Сергей Иванович. – Ведь еще тогда, гуляя по лесу, я не раз обращал внимание на причудливые наросты, которые часто видел на деревьях, и в шутку говорил отцу: «Какая странная у дерева родинка…». И за этими словами у меня оставалась тайна, которую смог раскрыть только спустя годы. А что же внутри этого капа? Именно так люди называют наросты, которые зачастую путают с чагой. По мнению ученых, кап возникает на дереве в результате резкого изменения в его развитии. Реже они образуются на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех и чаще всего на березе».
И в чем же уникальность капов?
«Прежде всего, в их неповторимости, – говорит Сергей Боярчук. – Из капа не может быть двух одинаковых вещей. Любое изделие будет создано в единственном экземпляре. Оно будет отличаться формой, долговечностью, текстурой, размерами, оттенками. В природе встречаются и прикорневые капы, которые могут вырастать до гигантских размеров. А кап, образованный на ветке, имеет часто форму неправильного шара и, в отличие от капокорня, при разрезе его текстура будет пестреть узорами с сердцевинами сучков, иметь структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками.
Характерно, что внутренние волокна капа переплетаются в различных направлениях, создавая живописный рисунок, позволяя использовать его как элемент декора для различных поделок и сувениров. Основной цвет внутренней текстуры капа – различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, то их узор будет разниться. Настолько неоднородна структура древесного нароста. Характерно, что древесина капа намного прочнее дерева, на котором он образовался. Поэтому его можно использовать для изготовления шкатулок, рамок, окладов, ваз, украшений, часов, которые будут долго использоваться в обиходе. Тем более, что на капе не нужно создавать резной узор, так как текстура и фактура древесины красива уже сама по себе. Важно только научиться правильно ее обрабатывать».
От технологии – к секретам
«В отличие от простой древесины, работа с капом – это физически тяжелый труд, поскольку материал очень твердый, а его обработка затратная по времени, – поясняет мастер. – Порой на изготовление даже одной вещи может уйти целый год. Сначала я вывариваю заготовку в большой емкости на протяжении нескольких часов в соленой воде, что позволяет выпарить из нее дубильные вещества. Это позволит легче снять кору и не повредить структуру дерева. Дальше идут этапы сушки (от месяца до полугода в зависимости от размера), распиловки на станке, обработки и другое. Решение о том, что изготовить из каждого куска капа приходит спонтанно, когда только заглянешь внутрь. Бывает, что только возьму в руку распиленный кап и уже вижу, что из него будет. А порой надо покрутить и подумать несколько дней. Финишный этап обработки – зачистка, которую делаю с помощью наждачной бумаги от крупной до самой мелкой. Для пропитки некоторых вещей использую льняное масло, а при изготовлении столешниц – мастику. И ни грамма красок и химии! Важно сохранить капы в натуральном виде, чтобы открыть людям необычайную красоту природы».
И признается, что ему очень нравится раскрывать красоту капов с любого вида деревьев. Потому что каждый из них уникален, что невольно притягивает взгляд. Это как будто вдохновляет мастера разглядывать себя со стороны снова и снова, вкладывать в изготовление любой вещи частичку души и тепло своих рук, искать нечто новое, замечать детали, в которых и заключается магия древесного капа. А еще в том, что каждая вещь, изготовленная мастером, как и в природе, существует только в единственном экземпляре.
Кстати, с работами мастера можно ознакомиться на выставке, которая функционирует на базе эколого-культурного центра в Козенках.
Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото автора.