Безопасность движения и качественное обслуживание на ЖД Мозырщины обеспечивают люди самых разных специальностей

263

В первое воскресенье августа профессиональный праздник отмечают белорусские работники железнодорожного транспорта. Свой вклад в развитие и процветание этой отрасли вносят и работники станции Козенки.

«Движенье – счастие мое»

Составитель поездов Геннадий Кунцевич за смену проходит десятки тысяч шагов.

По этой специальности Геннадий Мечиславович работает уже двадцать с лишним лет. Подавать под погрузку и выгрузку, обслуживать, встречать, сортировать поезда, вся работа с вагонами – так кратко наш собеседник определяет свои рабочие задачи. Но на самом деле составитель поездов – это далеко не только вагоны прицеплять и отцеплять вручную, здесь требуется включать логику и пространственное воображение почти на уровне игры в шахматы. И спланировать работу по формированию состава так, чтобы все сделать в максимально короткие сроки, потому что время – это реальные деньги, которые можно как заработать, так и потерять. Составитель за смену проходит солидное расстояние по станции, сопровождая составы, по оценке Геннадия Мечиславовича, около 20 километров. И если не обдумать тщательно, как лучше и эффективней собрать состав, используя имеющиеся пути, то придется за смену пройти гораздо больше, чем того хотелось бы.

Слово «работать» для составителя поездов в первую очередь означает именно физический труд. К примеру: железнодорожный «башмак» весит 7 килограммов, но переноску можно сделать только вручную. И никаких скидок на погоду: жара +40 °C, снег с дождем в лицо, лютый мороз – составитель поездов висит на вагоне, он едет формировать состав. Круглосуточно.

«Никогда не было желания уйти куда-то, где поспокойнее, – тем не менее признается Геннадий Кунцевич. – Железная дорога – это порядок, организация, стабильность, надежность. Но и от тебя требуются внимательность и ответственность. У нас не тот случай, когда «каждый имеет право на ошибку» – последствия могут быть трагические… И обязательно четкость в общении: коллеги должны точно понимать комментарии твоих действий, чтобы принимать правильные решения – от этого зависит безопасность движения. А еще для поддержания формы нам не надо записываться в дорогие спортзалы – здесь на месте есть все мыслимые виды спортивных упражнений. Отсутствие вредных привычек – это даже не обсуждается, потому что обязательная норма».

«Верно выполняйте!»

Этой фразой дежурный по станции Кристина Щербакова сопровождает все необходимые распоряжения.

«Со второго пути маршрут отправления готов, стрелки замкнуты в маршруте, счастливого пути!» – первые слова, которые мы услышали в комнате дежурного по станции.

Нам пришлось довольно долго подождать, прежде чем состоялся наш разговор с Кристиной Николаевной: утро выдалось напряженным, составы – почти без перерыва, а еще надо было формировать новые. Все вопросы необходимо было решать здесь и сию секунду, потому что на кону безопасность движения. Но это время точно не было потерянным. Признаемся, немного позавидовали рабочему стилю общения железнодорожников: предельно точному, строго по существу и без малейшего негатива в голосе.

«В отличие от многих моих коллег, которые работают на железной дороге из поколения в поколение, я первый железнодорожник в своей семье, – признается обаятельная Кристина. – Когда в 15 лет задумалась о выборе профессии, то ориентировалась на те сферы, где строгая дисциплина подкрепляется еще и формой, как у военных. Но папа посоветовал выбрать железную дорогу, где не менее строгие требования и действовать надо четко и точно. Окончила Гомельский колледж транспорта и транспортных коммуникаций, железнодорожная карьера начиналась на станции Осиповичи-1».

Если кратко описывать должность дежурного по станции, то это руководитель с исключительными полномочиями, отвечающий за оперативную работу, но Кристина признается: «Бывают ситуации в работе, когда необходимо прислушиваться к старшим товарищам, которые вроде как у меня в подчинении, но имеют очень ценный многолетний опыт. Поэтому никогда не пропускаю их советы, но итоговый выбор все равно за мной. Железная дорога научила меня контролировать свои эмоции, конструктивно выстраивать отношения с людьми, точно планировать свою деятельность».

При необходимости Кристина Николаевна умеет быть жесткой, требовательной и настойчивой.

«Сегодняшнее утро было сложным, но, знаете, мне иногда даже нравится, когда всё в таком движении, – уверена Кристина. – Некогда поднять голову, всем вдруг сразу в один момент что-то от тебя надо, зато, когда смотрю на часы, оказывается, смена уже закончилась. И никакой бумажной работы с собой на дом! На железной дороге я нашла себя, работу по душе и характеру».

«Путешествовать – значит жить»

«Билет на поезд дарит надежд больше, чем лотерейный», – уверена билетный кассир станции Козенки Мария Павловец.

«У меня на железной дороге работали бабушка, дедушка, мама, поэтому меня не надо было агитировать и убеждать работать в этой сфере, – рассказывает Мария Николаевна. – Да и в детстве много времени проводила на станции, когда меня брали с собой на работу. Соответствующее образование получила в Гомеле, здесь работаю уже 11 лет».

Мы безоговорочно согласны с утверждением, что билетный кассир – это лицо транспортной компании. И от того, как будущего пассажира встретят в кассе, будет зависеть его мнение о труде железнодорожников на всем пути следования. Каждый кассир – еще немного и дипломат: надо понять, что хочет человек, предложить варианты, если есть, и выстроить маршрут. Самая дальняя точка, куда Марии приходилось оформлять поездку, – столица Казахстана Астана. Современная техника и компьютеры позволяют значительно ускорить этот процесс.

«Мы работаем с людьми, поэтому в общении нюансов много: например, человек точно знает, что билетов нет, но все равно требует: «Дайте мне откуда-нибудь!», – делится тонкостями своей работы Мария Павловец. – Поэтому вспоминаешь известный принцип «Спокойствие, только спокойствие!». Многие люди считают, что сутки закончились, когда они легли спать, но для нас это полночь – дальше уже новый день и новая дата. Поэтому, чтобы не ошибиться с датой выезда, хорошо бы называть и день вашего приезда. Так что часто приходится немного и за клиента подумать. Обязательно берите для покупки билетов все документы на право получения льгот, а также подтверждающие личность, – для посещения и проезда пограничных станций. Уверена, что каждому кассиру в любой железнодорожной кассе хочется, чтобы пассажир уехал на самом удобном и лучшем месте в поезде. И мы стараемся, чтобы никто не ушел расстроенным».

Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: