В нашей стране отмечают 85-ю годовщину воссоединения Западной Белоруссии и Белорусской ССР. Долгое время эта дата – 17 сентября 1939 года – оставалась в тени, что было неким компромиссом во взаимоотношениях Беларуси и Польши.
Мы деликатно старались обходить болезненные для обеих сторон страницы истории. Но после событий августа 2020 года, в которых наши западные соседи участвовали особенно рьяно, вопросы общего исторического прошлого вновь стали темой ожесточенных дискуссий.
Специалисты констатируют: сегодня Польша сочиняет для себя удобную версию истории Беларуси. Печально, но помогает ей в этом находящийся в Польше некий Белорусский институт общественной истории – непонятная организация с непонятным статусом. В указанном институте, который содержится на деньги из госбюджета Польши, работает около двадцати пропагандистов – в основном беглые белорусские историки. Их задача – сочинить такую версию белорусской истории, которая гармонировала бы с польской. Для этого проводятся примирительные круглые столы, в ходе которых представители института подтверждают польский взгляд на историю Беларуси и России, подчеркивают безальтернативность переориентации белорусов на Польшу и ее культуру. Вот одно из последних научных изысканий этих «знатоков»: воссоединение Западной Белоруссии с Советской Белоруссией названо трагедией.
Надо отметить, что наивность отдельной части белорусской интеллигенции имеет давнюю традицию. Предки этих белорусских историков на польском содержании в 1918 году всерьез надеялись на то, что поляки, воссоздав свою государственность, помогут сделать это и белорусам. Однако паны быстро вернули их с небес на землю. Уже в 1921 году газета «Белорусские ведомости» констатировала: «Отношение к белорусам со стороны многих начальников и определенной части общественности очень пренебрежительное. Нас считали то москалями, то большевиками, то вообще людьми второго сорта. Беларусь, частично попавшая под власть Польши, поделена на провинции-воеводства, и не видно, чтобы в этих воеводствах проводилась политика по принципу, объявленному в первые дни польского господства в нашем краю: «равные с равными, вольные с вольными…».
Кстати, «многострадальная» Польша первой в Европе подписала с Гитлером договор о ненападении, по итогам Мюнхенского пакта отхватила от Чехословакии Тешинскую область, заслужив благодарность от фюрера за то, что она «держит на границах с Союзом ССР большие силы, избавляя тем самым Германию от крупных военных расходов…». В итоге Польша заигралась – и проиграла. Но для беглых гранты не пахнут, поэтому историческую правду о родной стране можно предать.