Без выходных кипит работа по возведению нового моста в Мозыре. Бригады мостостроителей трудятся как на правом, так и на левом берегу реки. Количество техники со стороны Калинковичей поражает своими масштабами. Чтобы узнать все подробности грандиозной стройки, мы отправились на противоположный берег.
Всегда на высоте
Нашим гидом на глобальном проекте стал прораб Владимир Полуян «Мостостроительного управления № 4» филиала ОАО «Мостострой».
– В настоящее время продолжается строительный процесс по возведению опор для будущего моста, – рассказывает прораб. – Всего их насчитывается 27. На левом берегу реки семь опор – уже в готовом виде. В настоящий момент занимаемся монтажом пролетного строения между третьей и четвертой опорами. Одно пролетное строение состоит из семи железобетонных балок длиной 33 метра и весом каждая около 59 тонн. Эти балки изготавливают в Минске. Всего у нас получается 25 пролетов по 33 метра, и только один центральный пролет имеет немного большую длину.
По состоянию на 23 сентября два пролета уже смонтированы. По словам мостостроителей, процесс монтажа одного пролетного строения занимает порядка 4–5 дней. Но прежде чем его производить, нужно провести серьезную подготовительную работу, в которой задействованы целый ряд специалистов и несколько единиц техники. Главные действующие лица в этом процессе – монтажники. Они всегда на высоте в прямом и переносном смысле слова.
Уникальная техника
Монтаж балок – это только первый этап в строительстве моста. После того как их смонтировали, балки омоноличиваются, то есть заделываются швы, и конструкция становится как единое целое. А затем наверх заливаются слои мостового полотна: выравнивающий, гидроизоляционный, защитный. Только после этого делается тротуар.
С одной стороны, процесс установки балок будет интересным для рядовых граждан, но с другой – сложным для мостостроителей, ведь в нем будет задействована уникальная для Беларуси техника – кран КШМ, аналогов которому в стране, кроме ОАО «Мостострой», нет. Эта техника способна поднимать балки длиной до 40 метров и весом до 100 тонн.
В настоящее время балки поднимают с помощью двух гусенечных кранов большой грузоподъемностью. Однако совсем скоро в Мозырь прибудет кран-гигант КШМ.
Качество превыше всего
Далее мы следуем в направлении реки. Владимир Полуян останавливается напротив 11-й опоры.
– Старые опоры демонтировали (срезали) под проектную отметку, – поясняет прораб. – Оббили всю опору шпунтом, сделали котлован, чтобы специалисты могли внутри работать. После этого погрузили необходимое количество свай, раскопали котлован, залили основание (подушку) тампонажный слой толщиной около метра. Далее все сваи размочаливаются, то есть скусывается бетон и остается одна арматура, которая служит заделкой в новый фундамент опоры. После этого они армируются и заливается фундамент. На этот фундамент возводится вся конструкция. Таким образом мы уширяем старые опоры.
На следующей опоре, к которой мы подошли, уже смонтировали стойки. А что же дальше?
– Далее стойки обвариваются к закладным цоколей и потом омоноличиваются в одну систему, – говорит Владимир Леонидович. – Затем наверху устраиваются ригеля, на которые заливаются подферменники, и на них монтируются балки. Возведение опор – наиболее трудоемкий и ответственный процесс в строительстве мостов.
Любая задача по плечу
Самый тяжелый процесс у мостостроителей еще впереди, когда строительный процесс будет проходить непосредственно в русле реки. Сейчас идут подготовительные работы по обустройству двух технологических площадок с обоих берегов. Но с любой задачей специалисты справятся.
– С нашей стороны мы погружаем шпунтовое ограждение, которое будет заходить за опору № 21, – рассказывает специалист. – Завозим и уплотняем песок. Когда получим рабочую площадку, засыплем ее грунтом. Затем укладываются плиты, чтобы могла работать техника, с помощью которой предстоит демонтировать оставшиеся пролетные строения старого моста, включая металлическую ферму. К слову, точно такая же площадка уже сделана на правом берегу реки.
Две технологические площадки будут соединять две металлические эстакады (мостики). На них будут ставиться временные опоры, монтироваться балки и «поддомкрачиваться» существующая арка. Потом металлическую ферму будут разрезать на части и снимать с помощью кранов. А на временные опоры установят новую арку и опустят ее уже на новые опоры.
Все по плану
Отметим, что на строительстве моста трудятся специалисты таких организаций, как гомельское «Мостостроительное управление № 4» филиала ОАО «Мостострой», которое является генподрядчиком, «Мостостроительное управление № 6» из Минска, «Дорожно-строительное управление № 10» из г. Калинковичи, брестский «Мостоотряд № 58».
Сегодня здесь трудятся монтажники, бетонщики, сварщики, машинисты кранов, водители. Всем найдется работа, когда возводится такая гигантская конструкция. Работают строители вахтовым методом по две недели, без выходных и праздников. Затем столько же времени на отдых – и опять вахта. Если будет необходимость устраивать ночные смены, то мостостроители готовы работать круглые сутки. Главное, выполнить задание в срок и качественно. И даже плохая погода с дождем и снегом, которая рано или поздно придет, им не помеха. На случай холодов у мостостроителей есть план «Б», который подразумевает специальные противоморозные добавки, обогрев бетона при помощи специальных тепловых пушек, укрытие конструкций «тепляками».
Напомним, что объект планируют сдать в 2025 году. Пожелаем удачи и хорошей работы мостостроителям!
Сергей БОРОВИК.
Фото автора.