Значение семейного воспитания в развитии ребенка трудно переоценить: семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека. Известно, что семейное воспитание отличается от общественного рядом характеристик.
Во-первых, оно основано на любви родителей к ребенку и их заботе об успешности ребенка в будущем. Для ребенка семья – первая разновозрастная социальная группа, в которой он учится общаться с младшими и старшими людьми, узнает, как ведут себя мужчины и женщины в различных ситуациях взаимодействия, и это вторая особенность семейного воспитания.
Третья характеристика семьи как воспитательной среды заключается в том, что семья для ребенка является прототипом общества в широком понимании этого слова: в семье ребенок учится соблюдать свод законов (семейных правил), узнает, что нарушение законов влечет за собой санкции, и «хорошее» поведение сулит поощрение со стороны окружающих, а «плохое» – порицание.
Также именно в семье ребенок осваивает практически все виды общественной деятельности: общение, труд, учение и другое.
На фоне таких общих характерных особенностей в каждой семье ребенка воспитывают уникальным, присущим лишь этой семье, образом. И взаимоотношения внутри семьи часто воспринимаются ребенком как образец для подражания.
Рассмотрим, какие же бывают стили семейного воспитания и их последствия на развитие личности ребенка.
Авторитарный стиль. Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за него, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом кнута и пряника, запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу, также наблюдаются потеря собственного достоинства и значимости, желаний, грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; повышенная агрессивность и конфликтность.
Индифферентный стиль. Самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка. Характеризуется отсутствием теплоты в отношении к ребенку, отсутствием принятия чувств и эмоций ребенка.
К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности, уделяется минимальное количество времени детям или не уделяется вообще. Предоставляется максимальный уровень свободы Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.
Либеральный стиль. Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все – он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий – родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.
Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм – они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.
У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп, бродяжничеству, демонстративности, бесстрашию, отсутствию стыда, манипулированию.
Авторитетный (демократический стиль). Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.
При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. У детей формируется здоровая самооценка, самопринятие, самоконтроль, умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки, умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. Не забывайте о том, что в любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и принятие.
Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Если вам нужна психологическая помощь, обращайтесь по адресу: г. Мозырь, пл. Горького, 7, каб. 8. Телефон доверия: (80236) 22-52-38 (понедельник–пятница с 8.30 до 13.00, с 14.00 до 17.30). Услуга консультирования оказывается бесплатно и анонимно.
Юлия КЛЮЧНИКОВА, психолог учреждения
«Территориальный центр социального
обслуживания населения Мозырского района».