Государственный праздник с таким названием был учрежден относительно недавно, в 2021 году. Каков смысл этой даты?
Как известно, с 1921 по 1939 год часть этнических белорусских территорий находилась под польской оккупацией. Белорусы здесь подвергались всяческому угнетению. Интересы коренного населения чужеземными властями не учитывались, во всех учреждениях, в образовании навязывался польский язык, социальная сфера была в ужасающем состоянии. Тех же, кто пытался хоть как-то протестовать против несправедливости, подвергали арестам, пыткам, заключению в концлагерях. Польские власти в вопросе создания подобных мест содержания опередили германских нацистов почти на два десятилетия.
Исходной точкой польской оккупации стали драматические события 1921 года. Именно тогда был заключен Рижский мирный договор, который молодое советское государство, только что пережившее Гражданскую войну и польское вторжение, было вынуждено подписать с режимом Юзефа Пилсудского. По условиям соглашения половина территории современной Республики Беларусь оказалась в составе Второй Речи Посполитой, государства абсолютно нетерпимого к нашим языку, традициям, православию. Территории, отторгнутые Польшей, если исходить из современного административно-территориального деления, – это Брестская и Гродненская области, части Витебской, Минской и Гомельской областей. Нетрудно догадаться, с каким чувством встретило белорусское население известие о заключении Рижского договора с пилсудчиками.
Польские официальные лица, их газеты тогда вещали, что белорусам, проживающим в границах Второй Речи Посполитой, якобы будут обеспечены соответствующие права. Все это было такое же лицемерие, как и уверения современного коллективного Запада в приверженности «правам человека» и прочим «демократическим ценностям».
Одно лишь то, что из 400 белорусских школ на территории, захваченной Польшей, к 1934 году осталось только 16, а к 1939-му – ни одной, уже говорит за себя. Более 100 тысяч детей не могли изучать грамоту. Белорусская пресса преследовалась. Здесь не было белорусских театров или иных учреждений. Библиотеки закрывались. По воспоминаниям наших соотечественников, переживших польскую оккупацию, людям просто запрещали говорить на родном языке. А при встрече польского пана – чиновника, военного, осадника или просто заезжего «туриста» из Варшавы или даже какого-нибудь Сандомира – надо было «ломать шапку» и кланяться, как во времена крепостного права.
Поляки относились к белорусам пренебрежительно, рассматривали наших соотечественников как источник дешевой рабочей силы, а свои новые территории («восточные кресы») – как сырьевой ресурс, колониальное владение. Развивать эти земли они и не думали, развитие местного производства им было попросту не интересно. Белорусам зачастую не было возможности найти средства к существованию.
Польша 20-х годов эволюционировала в сторону превращения в государство фашистского типа. Положение непольского населения становилось все более тяжелым. Впрочем, страдали и те поляки, особенно коммунисты, которые понимали чудовищность происходящих в стране перемен. Между тем в 1934 году на заседании Лиги Наций (международная организация, игравшая в то время роль современной ООН) глава внешнеполитического ведомства Второй Речи Посполитой Юзеф Бек прямо заявил, что отныне власти его страны снимают с себя все обязательства по гарантиям для национальных меньшинств. Отметим, что это произошло после прихода к власти в Германии нацистов. С гитлеровским рейхом Польша сближается в это время очень быстро, фактически став его союзником.
Сопротивлялись ли белорусы? Конечно. Протесты начались почти сразу после начала польской оккупации, уже в 20-е годы. Было развернуто настоящее партизанское движение, во многом предвосхитившее аналогичное движение периода Великой Отечественной войны. Польские каратели жестоко подавляли народное сопротивление, применяя самые бесчеловечные средства, вплоть до публичных расправ. Хотя мы и привыкли считать, что лишь германские фашисты практиковали концентрационные лагеря, однако подобное делали и польские власти. В 1934 году в Березе-Картузской (сейчас это город Береза Брестской области) был создан концлагерь. В этом ужасном месте содержались тысячи пленников – белорусов, украинцев, антифашистов-поляков, то есть тех, кто боролся против террористического режима, за свободу и человеческое достоинство. Они становились узниками часто без суда и следствия. Соответственно, обжаловать свою участь было невозможно. Целью надзирателей Березы-Картузской было психологически и физически сломить заключенных, унизить их личности, обесчеловечить. Таковы были порядки во Второй Речи Посполитой.
Узников концлагеря пытали, избивали, калечили. Голод и холод были постоянными. Самое меньшее, чем могли здесь «развлекаться» надзиратели, это заставлять заключенных ползать по-пластунски, прыгать по-лягушачьи или ходить по-утиному, причем все команды следовало было выполнять бегом. На языке лагерной охраны это называлось «гимнастикой». Страшным наказанием было заключение в карцер. Заключенных бросали туда за малейшую провинность. Там несчастного обливали водой, не давали не только есть, но и спать, даже просто присесть на пол. Особым местом в лагере была так называемая «дорожка Сталина» – полоска земли, покрытая битым кирпичом. Заключенных заставляли ползти по ней на коленях и локтях. Со временем вся дорожка была покрыта запекшейся кровью.
По некоторым оценкам через концлагерь в Березе-Картузской прошли от 8-ми до 10-ти тысяч заключенных. Здесь почти не вели учет замученным и погибшим. В лагерных бараках свирепствовали инфекционные заболевания. Умирающих для вида отправляли в Кобринскую больницу, где те, однако, не получали никакой медицинской помощи. Современные польские власти упорно молчат о «подвигах» своих дедов и прадедов, и, в отличие от своих немецких коллег, не только не принесли извинений за злодеяния, совершенные их страной в отношении белорусов, но и препятствуют проведению справедливого расследования.
Да, говорить о происходившем в те годы на Гродненщине и Брестчине, о борьбе истинных патриотов, их героизме, подвиге и жертвах, принесенных на алтарь национального освобождения, можно долго. Однако главное, что итогом борьбы белорусов за воссоединение с БССР стали события 1939 года. Варшава, поссорившаяся с рейхом, с которым она, кстати, в 1938 году разделила захваченные чешские земли, сама оказалась под ударом со стороны нацистов.
1 сентября 1939 года германские войска вторглись в Польшу. Вторая Речь Посполитая, не выдержав и трех недель боев (ее правительство бежало в Лондон), перестала существовать как государство. В этих условиях потребовалось защитить белорусов от угрозы теперь еще и нацистского террора.
17 сентября 1939 года советское государство аннулировало все договоры и соглашения, заключенные с Польшей. Начался освободительный поход Красной армии, закончившийся воссоединением белорусских земель в составе БССР. Историческая справедливость восторжествовала. Именно восстановленную справедливость мы празднуем в День народного единства. Он больше чем просто национальный праздник. Ведь путь справедливости – магистральная дорога здоровых сил всего человечества. Нам есть чем гордиться на этом пути.
С праздником, дорогие соотечественники!
Сергей ТЕЛЕПЕНЬ,
кандидат
исторических наук,
заведующий
кафедрой истории
и обществоведческих
дисциплин МГПУ
им. И. П. Шамякина.