Жыцце Палесся

Через тернии к нотам. Рассказываем о выдающемся композиторе уроженце Мозырщины Николае Петренко

Мозырская земля подарила миру много замечательных и уникальных людей – ученых, писателей, деятелей культуры, спортсменов. Среди них – белорусский деятель самодеятельного искусства, композитор, педагог, заслуженный учитель БССР Николай Петренко.

Родился будущий композитор 19 декабря 1919 года в деревне Барбаров. С самого раннего детства его окружала музыка – в родительском доме она была постоянным аккомпаниатором семейной жизни.

С отличием окончил семилетку, в 1936 году – Мозырский педрабфак, а в 1940-м – Минский педагогический институт им. А. М. Горького. Однако поработать по специальности не довелось – был призван на службу в армию. Великую Оте­чественную войну встретил минометчиком на границе в районе города Кальвария. В первые дни был тяжело ранен и контужен. Петренко отвезли в госпиталь Каунаса, но эвакуировать раненых не успели. Так Николай оказался в немецком плену. Долгих четыре года он был узником концлагерей и тюрем в немецких Фаллингбостеле, Фленсбурге, Нойенгамме. Две попытки побега закончились неудачей.

За вратами ада

Весной 1945 года Николай Макарович оказался в Нойенгамме, где находился крупнейший концентрационный лагерь на северо-западе Германии, имевший в подчинении 96 «малых» лагерей, в том числе 20 женских.

Лагерь был ориентирован на производство кирпича – в Гамбурге должны были построить небоскребы. Для этого гестапо и служба безопасности СС депортировали в Нойенгамме десятки тысяч людей со всех оккупированных стран Европы. Из почти 100,5 тысячи заключенных концлагеря Нойенгамме погибла большая часть.

Заключенные носили одеж­ду из полосатой ткани, которая едва ли защищала от холода. На работу отправляли под конвоем вооруженных автоматами эсэсовцев с овчарками. Обычно разбирали завалы на улицах после налетов авиации. Работали также на восстановлении и строительстве заводов, рытье подземных тоннелей, откапывали из земли неразорвавшиеся бомбы и снаряды.

Марш смерти

Во время отступления гитлеровской армии, заключенных эвакуировали в другие лагеря вглубь Германии. 14 апреля 1945 года рейхсфюрер СС Гиммлер отдал приказ коменданту Нойенгамме: «Концлагерь немедленно эвакуировать. Ни один заключенный не должен попасть живым в руки врага». Через несколько дней руководство лагеря приступило к эвакуации.

СС гнало колонны узников на север пешком, иногда на поездах, но без еды и воды. Сотни умерли по дороге или были убиты, когда падали на землю от слабости. Когда одна из колонн оказалась в военной зоне, последовал приказ убрать оттуда узников. Тысячу с лишним человек загнали в амбар, облили бензином солому и подожгли. Эсэсовцы расстреливали тех, кто пытался вырваться из огня.

Пережившие «марш смерти» были доставлены в Любек. По оценкам, здесь скопилось около 10 тысяч заключенных – менее половины из тех, кого начинали эвакуировать. Некоторые партии продолжали расстреливать прямо в любекской гавани, остальных погрузили на четыре корабля, находившихся в ремонте и неспособных не только к плаванию, но и к маневру. Одним из этих узников был и Николай Петренко, который попал на корабль «Кап Аркона».

3 мая 1945 года во время воздушного налета и бомбежки британских ВВС на этих кораблях погибло почти 7000 заключенных – одни не смогли спастись из огня, другие утонули, некоторые были застрелены. Выжило 450 человек. Потопление «Кап Аркона» занимает четвертое место по числу жертв в списке морских катастроф.

Через разбитый иллюминатор нашему земляку удалось покинуть трюм. Оказавшись в ледяной воде, из последних сил 25-летний парень добрался до якорной цепи и по ней поднялся на палубу, пожар на которой пытались потушить охранники. Вечером на побережье появились английские войска.

Через две недели бывших узников передали представителям советского командования. После проверки СМЕРШем Николая Петренко направили в действующую армию. Но после четырех лет лагерей здоровье его было сильно подорвано. Его отправили на лечение в госпиталь и только потом вернули в армию. В декабре 1945-го Петренко демобилизовали, и только тогда он вернулся на Родину.

Мирная жизнь и признание

Сразу после войны Николай Макарович работал преподавателем и воспитателем в различных учреждениях образования Гомельской и Витебской областей: инспектором облоно (г. Мозырь), завучем Петриковского педучилища, преподавателем Лепельского педучилища, старшим воспитателем Лепельской школы-интерната, завучем Вет­ринской школы-интерната.

В 1960-м наш земляк пере­ехал в Полоцк, где стал преподавателем белорусского языка и литературы Полоцкого педучилища, после – завучем по учебно-воспитательной работе.
Кроме педагогической деятельности, Николай Макарович увлекался музыкой. Его увлечение было настолько велико, что сделало его известным не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Он создал более 300 песен. Его напевная, искренняя песня «Ручнікі» стала «визитной» карточкой нашей страны.

Первую песню Николай Макарович написал в 1956 году. Это была «Мяцеліца» на стихи Алеся Ставера. Популярность ему принесла песня «Ой, старонка ты мая лясная» на слова Анатолия Острейко. Николай Макарович показал ее профессиональному композитору Григорию Пуксту на одном из семинаров, тот поддержал коллегу, обработал песню и передал хору Белорусского радио.

«Ручнiкi» Петренко написал, когда работал в Ветринской школе-интернате и руководил школьным хором. Читая журнал «Полымя», он обратил внимание на стихотворение Веры Вербы. «Оно вызвало интерес и определенные музыкальные ассоциации. В нем была сюжетная линия, лиризм и легкий юмор, которые часто свойственны народным песням, которые запали в душу с детства», – сказал тогда композитор.

Но не все было так просто. Работа над песней не сразу принесла известный всем результат. Петренко написал 14 вариантов, прежде чем решил изменить музыкальный размер с трех четвертей на две четверти. И мелодия ожила…

В 1959 году хор стал исполнять «Ручнiкi» на концертах. Казалось бы, сейчас все ее запоют, но когда Петренко отправил песню в Республиканский Дом народного творчества, то получил ответ: «Песня вялая, плохая, к исполнению не рекомендуем». «В комнате горела печь, и я, потрясенный, уронил письмо и ноты песни. Сейчас жалею: интересный был бы документ», – вспоминал Николай Макарович.

Однако через два месяца на республиканском конкурсе агитбригад песню ждал успех, и ее записали на Белорусском радио. Так постепенно песня дошла до Государственного народного хора БССР, а в 1970 году песня появилась в репертуаре «Песняров». Аранжировку для ансамбля сделал сам Владимир Мулявин.

Композитор говорил, что не считает «Ручнiкi» своей лучшей песней, но именно она стала самой популярной. Она включена в «Антологию белорусской народной песни» и «Антологию белорусской советской песни».

Николай Петренко, автор нескольких учебников, не единожды становился лауреатом конкурсов самодеятельных композиторов. Долгое время руководил клубом самодеятельных композиторов в Полоцке.

В копилке наград нашего земляка – орден Отечественной войны I степени, многочисленные медали, множество наград за педагогическую деятельность, Почетные грамоты Верховного Совета БССР. За заслуги в деле подготовки педагогических кадров удостоен почетного звания «Заслуженный учитель БССР». В 1995 году, за два года до смерти, Николай Макарович был удостоен звания «Почетный гражданин города Полоцка».

Автор благодарит за информационную помощь в подготовке материала Барбаровскую базовую школу и ее директора Ирину Заровную.

Ольга ЛАСУТА.

Exit mobile version