Городу Мозырю невероятно повезло: ему покровительствует Архангел Михаил – главный небесный заступник. Кафедральный собор Туровской епархии назван во имя Архистратига Михаила. Также имя Святого Михаила носит и римско-католический костел, расположенный на улице Гоголя.
Выбор пути
– Ксендз Юрий, интересно узнать о вашей семье. Где вы родились, как пришли к католической вере?
– Я родился в 1982 году в городе Барановичи Брестской области. Мои родители – обычные люди. Мама Анна была из католической семьи, а папа Вячеслав из православной. Жили мы вместе с родителями моей мамы. Вспоминаю, как бабушка Регина меня брала за руку и часто водила в костел на службу.
Общеобразовательную школу я окончил в 2000 году. В то время также активно посещал воскресные службы, встречи, мероприятия в своем приходе. Жил жизнью обычного юноши: друзья, увлечения, влюбленность. Но внутренний голос призывал меня к жизни и служению в священстве. Об этом я и поведал своему настоятелю. К большой радости он меня поддержал в моем устремлении. В скором времени я поступил в Римско-католическую Высшую Духовную семинарию в Гродно.
Семинария стала для меня местом, где я должен был пройти важный этап своего формирования: духовно возрастая, узнавать Господа Бога, молиться, размышлять, общаться со своим духовным отцом. На первом этапе мы изучали философские предметы, а затем уже – богословские. И все это уместилось в шесть лет строгого образовательного процесса. Самое важное во время учебы в семинарии то, что ты должен сформироваться как человек верующий, который встретил в своей жизни Господа, услышал свое призвание служить Ему, а затем и людям, которых Он посылает к тебе.
– Очевидно, что учеба в жизни семинариста – этап непростой…
– Да, каждый молодой человек за это время должен был распознать: точно ли это его призвание? Кто-то усердно учился, а кто-то понимал, что жизнь в священстве не их призвание, и уходил, реализуя себя в семейной жизни, достигая успехов в профессиональной деятельности.
Я же на последнем курсе семинарии был рукоположен во диаконы. Это было в мае 2007 года. Затем как диакон служил в Каменце, Бресте. В июне 2008 года кардинал Казимир Свёнтэк рукоположил меня во священники, и я продолжил свое служение в Бресте уже как викарий (помощник настоятеля). Позже в моей жизни появились и другие приходы, в которых я выполнял функцию настоятеля.
В 2016 году меня перевели в Гомель, где я стал заниматься совсем необычной для себя деятельностью, став директором Благотворительной католической Миссии «Каритас-Милосердие». Центром нашей работы была Детская деревня для детей и молодых инвалидов в Гомеле. Этот проект был начат предыдущим руководителем и настоятелем ксендзом Славомиром Лясковским, а нам удалось реализовать вторую его часть, построив уникальный и первый в стране интегративный образовательно-терапевтический центр. В 2017 году меня еще назначили и настоятелем костела в Гомеле, пока в 2022 году епископ не направил меня в город Мозырь.
Не казаться, а быть
– Расскажите о вашем сегодняшнем приходе. Активно ли верующие посещают костел Святого Михаила? Как организованы богослужения?
– Прежде всего хочу сказать о том, что до меня здесь трудились другие священники и духовная жизнь была прекрасно организована. Поэтому продолжаю делать то, что было начато, привнося что-то свое. Мы привыкли оценивать работу какими-то мерами величины, цифрами, категориями. В духовной же жизни нет подобных вещей. Главное для меня, как священника, всегда находиться рядом с людьми, которые ищут встречи с Богом, и помочь этой встрече состояться.
Сколько же в Мозыре проживает людей, которые идентифицируют себя как католики, сложно сказать. На воскресных службах всегда присутствует около 100 человек. Еще есть люди, которые время от времени заходят в костел, их примерно раз в пять больше. Но, в качестве примера, многие обращаются к священнику по поводу похорон. К сожалению, 90 % этих людей и их родственников в костеле я ни разу не видел.
– Что собой представляет католическое богослужение?
– Скажу сразу, что посещение служб в костеле, прежде всего воскресной, для верующего человека обязательно. Это центр литургической жизни прихода. И тот, кто хочет вести глубокую духовную жизнь, должен прийти, помолиться, услышать Слово Божие, исповедоваться, причаститься, поблагодарить Господа. Поэтому любителям ходить в храм «по большим праздникам» хочется сказать, что такое посещение – это некая форма религиозного туризма, совершенно далекая от нормальности. Пример службы, Евхаристии, мы видим в Тайной Вечере, которую Иисус совершил со своими учениками в Великий Четверг перед Пасхой. Первая часть службы всегда содержит в себе размышление над Божиим Словом, чтение Библии, которое вводит нас в глубину истории спасения человека и неизменной любви Бога к нам. Вторая часть – евхаристическая. Мы верим, что во время каждой службы хлеб и вино после молитвы священника становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.
– Какую еще деятельность осуществляет ваш приход?
– Это встречи с людьми, которые хотят углублять свою веру, готовятся к Таинствам, беседы, общение, занятия с детьми, встречи в приходских группах. Первые учителя веры для своих детей – родители. Навещаем мы людей и на дому, у меня есть список больных и находящихся в преклонном возрасте прихожан, нуждающихся в духовной заботе.
Также мы занимаемся и благотворительной деятельностью. Благотворительная католическая Миссия «Каритас-Милосердие», про которую я уже упоминал, два года назад открыла в городе на рынке «Привоз» социальный пункт. В своей деятельности мы активно сотрудничаем с государственной социальной службой, за что от себя лично благодарю всех причастных за содействие.
Помнить о вечном
– С какими проблемами приходят к вам прихожане? Что вы им советуете?
– Многие люди относятся к Богу слишком прагматично. Бог становится нужным человеку только в определенные моменты его жизни для решения каких-то насущных вопросов. В этом прослеживается некий магизм: человек хочет приручить какие-то силы, чтобы они служили ему и исполняли его желания, решали проблемы.
Понятно, что все это ничего общего с христианством не имеет, а наоборот. В христианстве Бог являет свою волю в отношении человека. Мы же должны слушать Бога и поступать по Заповедям Его, а не по своим желаниям и прихотям, что в итоге должно привести нас к желаемому счастью. Бог создал этот мир, человека в нем, дал ему жизнь в раю. А Сын Божий пришел на землю, чтобы отдать свою жизнь за каждого из нас. Значит, поверь в Бога, полюби Его, следуй за Ним, и только тогда ты сможешь наследовать жизнь вечную и быть счастливым. Но часто человек имеет свой рецепт на счастье и планы на жизнь и хочет, чтобы Господь, как волшебник, помог им осуществиться. Однако главная наша цель – это обрести жизнь вечную, и костел призван прежде всего помочь в этом. А пока человек думает, что главная его проблема – это организация счастья здесь, на Земле, он всегда будет несчастен и недоволен.
Конечно же, Господь любит каждого человека и хочет помочь ему. В жизни есть трудности, проблемы, которые часто исходят из наших грехов. Священнику важно выслушать человека, его поддержать, помочь пережить и разлуку, и одиночество, и старость. Обратившись к Богу, каждый может сам рассказать Ему о своей внутренней боли, чтобы
Господь дал силы жить дальше. Но и страдания имеют свой глубокий смысл.
– Что вас, как католического священнослужителя, беспокоит в современном мире?
– Наш мир ничем не отличается от жизни прежних времен. Поэтому я не склонен считать, что уже начался апокалипсис и грядут «последние времена». Но нужно всегда быть готовыми к встрече с Господом. Ведь вся проблема не во внешних обстоятельствах, а в сердце человека. Мы склонны верить тому, что какие-то события, ситуации, окружающая обстановка влияют на нашу жизнь, делая ее счастливой, или наоборот. Христианство же нам говорит: твой главный враг – грех, то зло, которое находится в твоем сердце. И с ним прежде всего нужно бороться.
Меняя свое сердце с Божьей помощью, ты сможешь даже в самых трудных обстоятельствах быть счастливым.
– О чем обычно вы говорите прихожанам в своих проповедях?
– Я им рассказываю о том, чего хочет от нас Господь: чтобы мы слушали Его, любили, были верными Богу и всегда ставили Его на первое место. Господь приводит тебя к открытию правды о самом себе, ведь мы люди грешные. Но через осознание своих грехов, сожаление о них, покаяние, сотрудничество с Божией благодатью человек приходит к изменению себя.
– Ксендз Юрий, спасибо за содержательную беседу. С какими словами вы хотели бы обратиться к читателям в завершение нашей беседы?
– Скорее, это будет пожелание каждому человеку: откройте для себя правду о любви Божией! Иногда приходится слышать, как люди, пытаясь описать Бога, делают это с помощью выражений: «там кто-то есть», «что-то же должно быть». Очень хотелось бы, чтобы все мы поняли, что этот «кто-то» и есть всепрощающий Отец наш Небесный, бесконечно любящий нас, и чтобы самая важная для каждого человека встреча с таким Богом в их жизни состоялась.
Беседовал Александр ЩЕРБАКОВ. Фото автора.