С этим местом у каждого члена семьи связаны теплые воспоминания. Сегодня немало примеров, когда любовь к той или иной профессии передается по наследству. Когда есть преемственность поколений, сохраняется баланс, равновесие в обществе: один уходит на заслуженный отдых, другой встает на его место.
И когда педагоги, на которых зиждется наше культурное общество, готовят себе достойную смену из числа своих же детей, в душе теплится надежда, что красивый образ учителя продолжит жить. Один из хороших примеров – герои материала – семья учителей, посвятивших работе в Слободской средней школе более 8-ми десятков лет.
Общий педагогический стаж семьи Пискун – 108 лет.
Но обо всем по порядку.
Уроки географии
Екатерина Алексеевна Пискун еще в раннем детстве почувствовала желание учить и наставлять, часто играла с двоюродной сестрой в школу. Хоть она и была младше, но роль педагога всегда брала на себя, используя указку и назидательный тон с особой серьезностью. Когда встал выбор, на кого идти учиться, решение, которое определило дальнейшую жизнь, пришло само собой.
Родом Екатерина Алексеевна из глубинки – деревни Мелькановичи Слонимского района. Окончила местную школу. Как раз учитель географии Ольга Мироновна (фамилию героиня уже не помнит) и стал маячком, позвавшим тогда еще школьницу Катюшу в профессию педагога.
«Я старалась во всем подражать Ольге Мироновне, – вспоминает Екатерина Алексеевна. – Она была такая красивая, статная, интеллигентная, умная и добрая. Мы любили ее уроки, старались готовиться, хорошо отвечать. Тогда я почувствовала, что хочу так же гореть внутри и зажигать детей тягой к знаниям».
Поставив четкую цель, Екатерина Камышкало (девичья фамилия героини) уверенно шла к ней. После школы поступила в Брестский педагогический институт им. А. С. Пушкина на биолого-химический факультет. Тогда же, в студенчестве, встретила вторую половинку по духу и по призванию: взгляды на жизнь и на профессию с одногруппником Александром Пискуном совпадали во многих моментах. Дружба плавно переросла в большее – после окончания университета, 7 ноября, Александр и Екатерина сыграли свадьбу. По распределению молодые наставники попали в Пружанский район Брестской области, работали учителями в разных школах. Спустя год молодая семья взяла открепление и решала вернуться на малую родину мужа – в Мозырский район (родился Александр Владимирович в д. Загорины). На тот момент были вакансии в нескольких школах, выбрали Слободскую, поскольку она была ближе остальных к родному дому главы семейства.
«Приехали в эту тогда еще деревню (ныне агрогородок) воодушевленные и окрыленные желанием наставлять и просвещать молодые умы, – вспоминает Екатерина Пискун. – Нас радушно встретили и местные жители, и коллектив школы. Директором школы тогда был Владимир Федорович Робак – руководитель с большой буквы. Он и председатель профкома Григорий Кондратьевич Козел помогли определиться с жильем, обустроиться. Мне было комфортно жить здесь и работать в местной школе, которой остаюсь верна по сей день».
Вот уже 43 года Екатерина Алексеевна учит детей в Слободской средней школе. Преподает химию, биологию. Была какое-то время на должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 11 лет назад по возрасту ушла на пенсию, но душой и сердцем продолжает нести свет молодежи.
«Таково мое призвание, моя святая миссия, – говорит собеседница. – Понимаю, что подошло время уйти на заслуженный отдых. Но внутренне чувствую, что не могу и не умею иначе – вся моя жизнь построена вокруг наших школьников. На моих глазах сменилось не одно поколение. Сегодня учу детей своих выпускников, радуюсь их семейным успехам. Да, физические силы уже не те, но внутренний запас энергии стал еще больше – хочется им делиться, просвещать. С удовольствием прихожу утром в родную школу, беру журнал, иду в кабинет и обучаю детей всему, что знаю и умею. И получаю от этого колоссальную отдачу, молодею душой. Буду продолжать, пока есть твердость в теле и в мыслях».
Пример отца, мужа, учителя, друга
Супруг Екатерины Алексеевны был таким же: педагогом по призванию, человеком умным, добрым, интеллигентным, честным и справедливым. Его любили и уважали ученики, ценили коллеги, соседи часто обращались за помощью и советом.
Дело в том, что Александр Владимирович с детства был человеком увлеченным, изобретателем с глубоким умом и золотыми руками. Нередко с головой уходил в занятия радиотехникой, уже в 6-м классе собрал своими руками простейший приемник. Параллельно занимался спортом. За период трудовой деятельности работал учителем, педагогом-организатором и директором школы. Общий педагогический стаж составил 31 год. За добросовестный труд Александр Пискун был не раз награжден, в том числе Почетными грамотами управления образования Гомельского облисполкома и Министерства образования.
Уроки Александра Владимировича никогда не ограничивались школьной программой: дети постоянно что-то исследовали, экспериментировали, мастерили, изобретали. Именно на развитие внутреннего интереса и воздействовал наставник. И делал это мудро, показывая личный пример.
«Супругу реально было интересно абсолютно все, независимо от сферы: он и крышу сам спроектировал и поменял, и паровое отопление провел в дом по собственному плану-чертежу, – рассказывает Екатерина Алексеевна. – Делал, опираясь на врожденные задатки и неординарный ум. Знания черпал из книг. Когда появился компьютер и интернет, жадно поглощал информацию оттуда. Говорил, что в голове зреет много планов и задумок. Но, к сожалению, некоторым из них не суждено было сбыться».
В 2012 году Александр Владимирович тяжело заболел и вынужден был прекратить педагогическую деятельность. А это было дело всей жизни. Но до последнего дня он не переставал что-то изобретать, анализировать, создавать, пусть и в теории, поскольку физически трудиться уже было сложно.
По стопам родителей
Личным достойным примером супруги Пискун воспитали двух дочерей. Обе педагоги. Сегодня Ирина Александровна Циблиенко работает учителем информатики и математики в СШ № 14, до этого 19 лет трудилась в родной школе.
Ее младшая сестра Ольга Александровна Ковалева с 2009 года преподает иностранные языки в Слободской СШ. Остаться без надежной опоры – мужа и отца – женской половине семейства Пискун было сложно. К тому моменту дочери Ирина и Ольга уже определились с выбором профессии и шли к цели.
«Долгих мучительных размышлений, кем быть, у нас не было, – поделилась Ольга. – Мы выросли в среде учителей, искренне влюбленных в эту профессию людей. Наши ближайшие соседи, друзья семьи – все наставники. Поэтому без колебаний поступили в Мозырский педагогический университет им. И. П. Шамякина, окончили его и вернулись в родную школу уже в качестве молодых специалистов. Помогало, конечно, то, что рядом были близкие люди, которые поддерживали, советовали. У нас и сейчас дома часто проходят мини-педсоветы. Мы любим то, что делаем, поэтому совершенствуемся в профессии, развиваемся. Стараемся мотивировать друг друга».
Пример родителей стал основополагающим во многих аспектах жизни. Ирина, например, с теплом вспоминает, как проводили семьей свободное время: вместе готовили, убирали дом, трудились в огороде, ремонтировали забор, красили стены.
«Мы не делили работу на «моя» и «твоя» – всё делали сообща, – рассказывает девушка. – И эта норма быстро прижилась в моей семье. Дети участвуют во всех процессах, где-то наблюдают, где-то помогают. И так с малых лет. Папа научил нас трудиться, думать, изобретать. Дом – моя крепость, семья – надежный тыл. А любимая работа – возможность реализовать внутренний потенциал. Чувствую, что следую за призванием».
К слову, старшая дочь Ирины тоже подумывает стать учителем, уже сейчас ответственно относится к обязанностям, помогает смотреть за младшим братом. Возможно, династия педагогов четы Пискун продолжится. Этого хотела бы и сама Екатерина Алексеевна, ведь хороший учитель – это сотни просветленных умов, согретых теплом и добротой.
«Буду рада, если кто-то из внуков выберет профессию врача, – продолжает мысль главная героиня материала. – Она не менее значима, чем учитель, просто мы врачуем душу, а медики лечат тело. А вообще, каждый человек должен слушать внутренний голос и следовать за призванием, тогда работа будет приносить удовольствие и давать силы жить и развиваться».
День учителя для наших героев – поистине семейный праздник, который они по традиции встречают вместе, в родительском доме. Как педагог с большим стажем, Екатерина Алексеевна желает коллегам терпения, мудрости, креатива, крепкого здоровья, успехов везде и во всем, творческого вдохновения и всех земных благ. Главное в профессии, и с этим согласны дочери-педагоги, – любить детей и пронести это чувство сквозь долгие годы, сохранив внутри красивый образ учителя.
Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА.