Подготовится к нововведениям, которые предусмотрены указом Президента №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», лучше заранее.
Главное новшество – начало работы информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», в который должны быть включены сведения о диспетчерах, автомобильных перевозчиках, транспортных средствах и водителях. До 1 ноября это можно сделать бесплатно.
Промедление будет стоить в некоторых случаях существенных трат. Размер госпошлины за включение сведений в реестр после 1 ноября установлен приложением к указу. Так, за информацию о транспортном средстве нужно будет заплатить 2 БВ, о водителе — 1 БВ и о диспетчере — 100 БВ (1 БВ = 40 руб.). При необходимости внесения изменений в сведения, также установлена плата: о транспортном средстве — 1 БВ, о водителе — 0,5 БВ, о диспетчере — 1 БВ. За нахождение в реестре периодическое внесение платы не потребуется.
Деятельность без включения сведений в реестр будет считаться незаконной предпринимательской деятельностью и наказываться соответствующим образом. Стоит отметить, что за многие распространенные нарушения нахождение субъекта в реестре будет приостанавливаться.
Как будет работать учет периода активности
С 1 ноября начнет действовать норма, согласно которой перевозчик в обязательном порядке должен будет присваивать так называемый период активности. Он включает в себя режим эксплуатации транспортного средства и работы водителя.
При этом если срок действия какого-либо документа, например о повышении квалификации, будет истекать, то программное обеспечение автоматически предупредит об этом заранее. Таким образом мы исключим нарушения, которые совершались неумышленно.
Более того, каждый диспетчер должен выгружать в реестр отчет о переданных заказах, в котором будет указываться дата и время его выполнения. Реестр в автоматическом режиме будет контролировать, мог ли субъект предоставлять эту услугу. То есть мы приходим к такому уровню регулирования транспортной отрасли, когда без проведения контрольных мероприятий можно видеть происходящую ситуацию и влиять на нее.
Дополнительные требования
С вступлением в силу указа диспетчерские службы в обязательном порядке должны будут размещаться на территории Беларуси.
Также на территории нашей страны должны будут размещены информационные системы и ресурсы, которые используются для приема и передачи заказов.
Вводится обязательная видеофиксация в такси – требование распространяется как на перевозчика, так и на его водителей. Необходимость данного нововведения связана с возникающими конфликтными ситуациями между водителями и пассажирами.
Водителям – проверить знания
Водители должны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории.
Указанное требование к водителям являлось обязательным с 2015 года, однако в массовом порядке не выполнялось автомобильными перевозчиками по причине наличия пробелов в законодательстве, обеспечивающих его исполнение. С принятием нового указа они были упразднены.
«При этом ряд субъектов транспортной деятельности, не принимая должных мер по устранению имевшихся ранее нарушений, продолжил работу, несмотря на тот факт, что нормами указа №32 был предусмотрен достаточный для этого период», – рассказал в интервью БЕЛТА первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк.
В настоящее время в Беларуси услуги по повышению квалификации водителей оказывают 32 организации — по категории В, 33 организации — по категории D.
«Однако процесс устранения недостатков был начат автомобильными перевозчиками в массовом порядке только в августе 2024 года. Указанное обстоятельство необоснованно повлекло наличие очередей на курсы повышения квалификации водителей, а также повышение их стоимости. При этом указанные негативные последствия стали возможными исключительно по причине вышеуказанных недобросовестных действий», – прокомментировал он.