Улица Зенитчиков в Мозыре названа в честь воинов, оборонявших важные объекты от вражеских налетов в годы войны

368

Эта улица расположена в микрорайоне Заречный за железнодорожным переездом. В названии увековечена память о бойцах 546-го зенитного полка 82-й дивизии ПВО. Также в память о подвиге солдат и офицеров этой воинской части в 2015 году в городском парке установлена 37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К).

Дан приказ

После освобождения в январе 1944-го Мозырь оставался прифронтовым городом – врага отодвинули на запад на 30–35 километров, но еще примерно полгода в городе звучали сигналы воздушной тревоги.

Железнодорожный мост, переправа через Припять, крупный железнодорожный узел Калинковичи, другие станции и мосты поменьше подвергались вражеским бомбардировкам. Для защиты воздушного пространства в марте 1944-го в Мозырь направляется 546-й зенитно-артиллерийский полк. Командовал полком подполковник Александр Лужанский, 1902 г. р., который в 1919 году ушел на фронт добровольцем, награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Начальник штаба – капитан Яков Гордиенко, – 1913 г. р., награжден медалью «За оборону Кавказа».

Я. Гордиенко и А. Лужанский.

В представлении к награждению командира 546-го артполка Александра Евстафьевича Лужанского орденом Красной Звезды отмечается: «За короткое время командования полком, постоянным контролем, правильно организованным обучением всего личного состава полка сумел сколотить в политико-моральном отношении здоровый, в боевом отношении хорошо подготовленный полк».

Свидетельствуют документы

Есть возможность виртуально пролистать страницы «Журнала боевых действий 546-го зенитно-артиллерийского полка 82 дивизии ПВО» за 1944 год.

22 марта: «Полк прибыл к месту дислокации – город Мозырь».

25 марта: «Получил матчасть артиллерии в количестве 40 37-миллиметровых зенитных пушек…».

27 марта: «Полк в составе 10-ти батарей встал на оборону объектов ПВО: железнодорожной ст. Мозырь, железнодорожного моста и авто-гужевой переправы через реку Припять».

31 марта: «Дополучили матчасть артиллерии в количестве 20-ти 37-миллиметровых зенитных пушек… Полк закончил стадию формирования при незначительном некомплекте офицерского и рядового состава».

5 апреля: «Впервые открыт огонь по самолетам противника – 2-х Ю-88 всем полком в составе 60 орудий. Способ стрельбы – заградительный».

11 апреля: «5-й дивизион в полном боевом составе встал на оборону железнодорожных станций Словечно, Мытва, Козенки».

22 апреля: «Сбит один самолет Ю-88 при следующих обстоятельствах. В 21.17 с северо-востока (район Калинковичи) курсом 180 (район Мозырь) на высоте 1500 метров был обнаружен самолет Ю-88 и обстрелян заградительным огнем. В 21.20 самолет был освещен прожекторами. 4-я и 6-я батареи открыли сопроводительный огонь. После обстрела самолет резко снизил высоту и упал в районе южнее 500 метров деревни Булавки. Экипаж самолета в количестве трех человек сгорел… Представлены к правительственной награде командир орудия сержант Асатурьян, наводчики – ефрейтор Шамрай, красноармеец Осипов».

6 мая: «Полк в составе 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й батарей отражал налет самолетов противника на объект – железнодорожный мост через р. Припять при следующих обстоятельствах. 5.05.44 над объектом появилась группа самолетов в составе 2-х ФВ-190, 4-х Ме-109. Железнодорожный мост подвергся бомбардировке. Сброшено 8 ФАБ весом по 100 кг. В 21.20 над объектом появилась группа самолетов Ю-88. Мост подвергся бомбардировке. Сброшено 4 ФАБ. В 5.46 6.05.44 над объектом появилась цель – 5 ФВ-190. Мост подвергся бомбардировке. Сброшено 5 ФАБ. Результат бомбардировки – объекту ущерб не нанесен. Поврежден железнодорожный путь протяжением 40 метров. Потерь в личном составе и вооружении нет».

7 мая: «4-я батарея, обороняющая авто-гужевую переправу через Припять, сменила огневую позицию и встала на оборону железнодорожной ст. Калинковичи».

8 мая: «14-я батарея, обороняющая железнодорожную ст. Козенки, сменила огневую позицию и встала на оборону аэродрома Великий Боков».

12 июня: «Полк в составе 1-й, 2-й, 3-й, 7-й, 8-й, 9-й батарей своими боевыми действиями сорвал проведение самолетами противника бомбометания железнодорожного моста через р. Припять при следующих обстоятельствах. В 2.15 над объектом появились самолеты He-111 (по показаниям пленного летчика, самолеты имели цель бомбить железнодорожный мост и действовали в составе группы из 4-х самолетов, сам он являлся лидером). В 2.17 самолет был освещен прожекторами. В 2.18 самолет резко пошел на снижение и горящим упал в районе разъезда Пхов 700 метров на северо-восток от железнодорожного моста через Припять. Из четырех человек экипажа самолета один разбился при падении, один пленен, один обнаружен мертвым в направлении к линии фронта, один скрылся».

24 июня: «Сбит один самолет Ме-109 при следующих обстоятельствах. В 12.08 над объектом железнодорожный мост через р. Припять появился самолет Ме-109 на высоте 500 метров. 1-я, 2-я, 3-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я батареи вели сопроводительный огонь. В 12.09 самолет упал в р. Припять в 1500 метрах северо-западнее моста. Летчик разбился при падении самолета».

21 июля: «Полку вручено Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. Вручение состоялось в 11.30 перед строем командиром 4-го корпуса ПВО генерал-майором артиллерии Герасимовым. Одновременно были вручены ордена и медали ранее представленным к награде за сбитие самолетов противника».

13 ноября: «Полк… убыл эшелонами из города Мозыря».

Через два дня зенитчики прибыли к новому месту службы – Минск-Мазовецкий, Польша.

Вспомним поименно

Архивы сохранили имена героев – защитников неба Мозыря.

За сбитый 12 июня в районе Пхова бомбардировщик «Хайнкель He-111» медалью «За боевые заслуги» награждены командиры орудия младший сержант Сергей Самсонов (1921 г. р.) и ефрейтор Михаил Черников (1925 г. р.), заместитель командира орудия сержант Николай Овсиенко (1925 г. р.), наводчики рядовые Дмитрий Максименко (1926 г. р.) и Людмила Белобородова (1923 г. р.).

За сбитый 12 июня над Припятью истребитель-фоторазведчик Ме-109 (Мессершмитт Bf 109) медалью «За отвагу» награждены командиры орудия ефрейтор Мурат Муратов (1922 г. р., по национальности туркмен) и сержант Владимир Дубина (1925 г. р.). Медалью «За боевые заслуги» награждены наводчики красноармейцы Иван Слесаренко, Николай Семищенко и Алексей Мартыненко, ефрейтор Александр Докучай (все – 1926 г. р.).

Обратите внимание на юный возраст зенитчиков: с опытным врагом бесстрашно и умело сражались вчерашние школьники, которым едва исполнилось 18 лет.

…«Улица Зенитчиц» – так указан этот мозырский адрес на мемориальной доске на доме № 4, чтобы подчеркнуть особую роль женщин в этой части (к сожалению, неверно указан номер подразделения). В представлении к награждению медалями «За боевые заслуги» «за умелое руководство своим орудием во время боя с вражеской авиацией» командир орудия младший сержант Елена Путятина; «за отличную подготовку отделения» командиры отделения разведки младший сержант Татьяна Беда и ефрейтор Галина Железная; «за обеспечение бесперебойной связью подразделения в трудных условиях боевой обстановки» телефонисты рядовые Ульяна Васильева, Любовь Ведешина и ефрейтор Татьяна Швырева, радиотелеграфист ефрейтор Вера Морозова, радист ефрейтор Софья Серазединова; «за правильное и своевременное обнаружение самолетов противника, четкое целеуказание, точное указание дальности по вражеским самолетам во время боя» разведчики ефрейторы Ольга Денисова и Софья Зайнутдинова, рядовая Ольга Кириленко, младший сержант Антонина Яжкунова. А также многие другие достойные имена отважных девушек и парней. Самая старшая девушка была 1922 г. р., самая младшая – 1925 г. р.

Вечная слава героям!

Дмитрий КУЛИК.
Фото Татьяны ГУЗЕВОЙ.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: