Сегодня папам и мамам необязательно искать в кошельке купюры и монетки, чтобы вручить их ребенку на карманные расходы. Детская карта — удобный платежный инструмент, позволяющий не только развивать навыки грамотного планирования расходов, но и знакомиться с основными правилами защиты финансовых данных.
Самостоятельность под контролем родителей
Карты для юных пользователей выпускают различные банки. Схема проста: пластик оформляется на взрослого (родителя или опекуна), который следит за поступлением и расходованием денег.
Один из банков предлагает услугу на базе «Белкарт» или Visa Classic для детей от 6 до 14 и от 14 до 18 лет. В первом случае карточка привязывается к счету родителя, во втором (при наличии паспорта у подростка) — оформляется как личная карточка школьника. Срок действия — 6 лет. За изготовление придется отдать 20 рублей. Бонус — бесплатная разработка индивидуального дизайна с яркой картинкой.
В другом финучреждении следующие условия: держатели карточек в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать операции, не требующие подписи на карт-чеке, а подтверждающиеся путем ввода ПИН-кода. К ним относятся снятие налички в банкоматах, оплата товаров и услуг, совершение операций оплаты в банкоматах, терминалах самообслуживания и инфокиосках. Для удобства взрослые могут подключить услугу смс-информирования: например, если ребенок купит в буфете пять шоколадок, на смартфон тут же придет сообщение о тратах. Предусмотрен и манибэк — доход в виде 0,5 % от суммы безналичной оплаты товаров в актуальных для детей и подростков организациях торговли и сервиса.
Для оформления спецкарты родителям необходимо прийти в отделение банка со своим паспортом, свидетельством о рождении ребенка и написать заявление на выпуск пластика. Он для несовершеннолетнего может быть только дебетовым. Ни один банк не даст детям доступ к кредитным деньгам.
Новые возможности
Карту учащегося можно привязать к счету родителя (законного представителя) при наличии уникального номера, предоставляемого школой.
Внедрение новых возможностей карты учащегося велось при активном сотрудничестве с государственными органами власти. С января по март этого года на уровне областных Советов депутатов были приняты решения, позволяющие девочкам и мальчикам ездить на общественном транспорте без оплаты при наличии карты учащегося. Эта инициатива была подкреплена постановлением Совмина № 630 от 27 августа этого года. Льгота на проезд действует по месту жительства и месту учебы владельца спецкарты. Также юные пользователи смогут получать манибэк в размере 3 % при расчетах в магазинах, являющихся партнерами банка.
— Карта представляет собой многофункциональный инструмент, объединяющий платежные возможности, подтверждение статуса учащегося, пропуск в школу, а также документ, подтверждающий право на бесплатный проезд. Через мобильное приложение MobiTeen она позволяет родителям еще и контролировать расходы, местоположение детей, уровень зарядки аккумулятора в телефоне, что очень удобно, — отметили представители Беларусбанка.
Денежная азбука
Сегодняшние дети — это поколение, рожденное в мире технологий и цифровой экономики.
Методики обучения меняются и совершенствуются. С первыми простыми финансовыми понятиями ребенка можно знакомить еще до школы через такие игры, как «магазин», «банк». Помогут в этом деле и тематические образовательные мультфильмы. Когда малыши осваивают простые азы счета — время переходить к понятиям распределения средств. Хорошим подарком в этот момент станет кошелек или копилка.
Эксперты советуют формировать карманные траты ребят с небольшой ежедневной суммы, а в последующем при взрослении школьника интервал выдачи может становиться еженедельным, ежемесячным.
Деньги всегда связаны с ответственностью. Важно обучить детей, как ими распоряжаться. Например, можно накопить на новую игрушку или потратить все за раз на сладости. Говорите с малышами о своей работе. Например, если вы доктор, расскажите, как лечите людей и что именно за это вы получаете зарплату. Первые деньги ребятам выделяют родители, родственники. Но у подростков может появиться самостоятельный заработок, например в школьном лагере на каникулах. Такой подход помогает осознать ценность труда и связь выполненной работы и вознаграждения, развивает бережливость.
Следить за тратами, когда постоянно платишь картой, сложно даже взрослым. Оптимальный вариант — баланс между наличными и картой. Например, пластик удобен при расчетах в буфете, магазинах, для знакомства с интернет-банкингом. В специальных детских картах родители могут установить лимит на траты. Плюс дети много бегают на переменах и могут быть невнимательными. Если у непосед в кармане будут монеты, они могут выпасть. В то же время наличные деньги более осязаемы и лучше подходят для накопления.
По поводу «стимулирования рублем» учебы или помощи по дому специалист отмечает, что этого делать не стоит. Плата за оценки не способствует формированию мотивации стремления к знаниям, восприятию учебы как важной задачи ребенка, а вознаграждение за мытье посуды, уборку обесценивает домашний труд остальных членов семьи.
У детей не должно возникнуть причинно-следственной связи между его успехами/неудачами и финансами. Важно вовлекать школьников в вопросы семейного бюджета. Они могут участвовать в составлении списка покупок, определять первоочередные расходы и второстепенные. А еще ориентироваться в ведении быта и домашнего хозяйства. Вырастая, ребята копируют модель поведения родителей, в том числе и по отношению к финансам.
Также важно объяснить ребенку, что нельзя переходить по ссылкам, которые приходят в сообщениях от неизвестных лиц. Часто мошенники создают поддельные сайты, например компьютерных игр. Если школьник хочет что-то приобрести в интернете, лучше делать это вместе с родителями на официальном сайте.