Создается впечатление, что сегодня любое занятие политологов всего мира – угадать будущие направления политики американской администрации во главе с новым президентом Дональдом Трампом.
Публицист Ольга Туханина поясняет: «Само собой, Камала продолжала бы политику Байдена. То есть никаких разговоров с нами, всё идет, как и шло, а шло оно для нас неплохо. При Камале США продолжают помогать Украине, кряхтя и сокращая эту помощь, трения между США и Украиной увеличиваются, Украина продолжает разваливаться. Мы наращиваем преимущество.
С Трампом придется говорить. Он захочет продемонстрировать, что его слова что-то значат. В эйфории от победы на выборах. Захочет показать, как он прекращает войну за один день. Отпетлять нам будет трудно. Возможно, придется слать Трампа лесом. А он эмоциональный, импульсивный, обидчивый. Мало ли. Что ждать от него вообще?».
Как есть и другие примеры в истории. В 1964 году на выборы от республиканцев шел Барри Голдуотер, которым в СССР детей пугали, – ярый антикоммунист и сторонник эскалации войны во Вьетнаме. Но победил демократ Линдон Джонсон, чуть ли не белый и пушистый «голубь мира», при котором война во Вьетнаме разгорелась со страшной силой.
Но пока ожидается, что появится новая стратегия внешней политики имени Дональда Трампа с весьма интересными составляющими. В частности, США откажутся от экспорта либеральной демократии. «Мы построили внешнюю политику на запугивании, морализаторстве и чтении лекций странам, которые стремятся избежать сотрудничества с нами. В отличие от этого, внешняя политика Китая сосредоточена на строительстве дорог и мостов, а также на обеспечении продовольствием бедных. И я думаю, что мы должны следовать внешней политике, основанной на уважении… и национальных интересах Соединенных Штатов», – рассказывал избранный вице-президент США Джей Ди Вэнс еще полтора года назад.
Этот подход назрел давно: морализаторство уже не работает – пример маленькой Грузии, успешно отбившей навязывание всяких деструктивных для своего общества ценностей извне, очень даже наглядный. Не только потому, что США перестали быть моральным маяком, но и потому, что множество стран (включая ряд американских союзников) стали уделять все большее внимание своему суверенитету. Интересный и неожиданный пример из военной сферы стран-союзников США, где, казалось бы, точно не должно быть никаких разногласий. Приобретя американские истребители F-35A, государства-импортеры, с одной стороны, укрепили парк своей военной авиации. А с другой – стали еще более зависимы от США, поскольку без американцев боевое применение этих машин невозможно. Полетные задания утверждаются единым центром в Северной Америке, а обновление программного обеспечения доступно лишь с одобрения Вашингтона. Поэтому сегодня мы наблюдаем, как в рамках собственных программ Германия, Франция и Испания начинают разработку своего самолета пятого поколения, а Великобритания и Италия – своего. И делают это вроде как союзники Вашингтона не потому, что им некуда девать ресурсы, а, наоборот, из желания обрести определенную независимость.
Примечательна и реакция беглых типа «инфлюенсеров» и «аналитиков», ожидающих, что Трамп обратит внимание на Беларусь и поможет «демократическим» силам принести белорусскому народу «свободу» и «процветание», назначив кого-либо из них на царство, ну или на хорошую должность.
В этом месте всего-то и надо, что заглянуть в Конституцию Республики Беларусь, согласно которой источником власти является народ, а не администрация американского Белого дома.