Если взрослый человек не хочет помочь себе сам, ему не поможет никто.
Несколько дней назад, когда я проходила мимо автобусной остановки в рабочий день в оживленной части города, молодой мужчина среднего роста худощавого телосложения попросил у меня 80 копеек. Я ему ответила отказом. Возвращаюсь назад – ситуация повторяется. Мне пришлось напомнить ему о том, что полчаса назад он ко мне уже обращался. Этот случай натолкнул меня на определенные размышления и взывание к своим собственным жизненным наблюдениям.
Пару недель назад ко мне в общественном месте подошла знакомая вместе со своим братом. Мы разговорились, и она мне рассказала, что у ее брата нет на правой руке почти всех пальцев, помимо большого и указательного. Та же ситуация у него на ногах – отморозил на севере когда-то. Но, по ее словам, ничего страшного не случилось. Он вернулся назад, женился, сейчас у него двое детей и живет он более-менее нормальной жизнью, имея квартиру, два автомобиля и дачу. Да, может быть, не все так получается, как хочется. Из-за инвалидности с работой бывают проблемы, не везде может устроиться, но как-то крутится, чтобы обеспечить семью. И, как она подметила, что для нее это очередное подтверждение того, что из любой ситуации есть выход. Не надо отчаиваться и ставить на себе крест. Что бы ни случилось, можно приспособиться к внешним обстоятельствам.
Эта история мне события из архива моей семьи. Моя бабушка жила в областном центре и работала на крупном заводе фрезеровщицей. Однажды ее правую руку затянуло в станок, были отрезаны три пальца. Ей было тогда 28 лет. Замужем. На попечении была четырехлетняя дочка. Как она рассказывала позднее, от боли кричала так, что весь цех сбежался. С тех пор она инвалид, и всю оставшуюся жизнь завод выплачивал ей пенсию. Вместе с семьей она уехала тогда из Гомеля, не в силах вспоминать, что там произошло. Переехали в небольшой городок, купили дом, завели огород и свое хозяйство. Родили еще двоих детей. Работать она не могла, но зато всегда ходила по грибы и ягоды, потом продавала на базаре, а дома было убрано и наготовлено. Мы, будучи детьми, часто спрашивали: «Бабушка, а что у тебя с руками?». А она спустя три десятка лет плакала, вспоминая прошлую трагедию – до такой степени была сильная не только физическая, но и психологическая травма. Да и у меня тоже до сих пор холодок внутри проходит, когда я ее увечье вспоминаю.
Конечно, наглядевшись на живые примеры в детстве, и сопереживая тем, кто рядом и был любим, никому в жизни таких испытаний не пожелаешь. Но, наблюдая за людьми, которые имея тяжкие физические травмы, не просили милостыню, а жили и кормили себя и своих близких, испытываешь по отношению к ним огромное уважение, и некоторые свои проблемы кажутся такой мелочью по сравнению с их несчастьями. Они жили и живут, подстраиваются под обстоятельства, продолжают род и ставят на ноги свое потомство, трудятся по мере возможности, радуются своим достижениям и не впадают в уныние.
Еще вспомнился личный случай. На дворе конец августа, а я сижу дома на балконе, наблюдаю за прохожими из окна и думаю о том, какие они счастливые: они ходить могут, а я сижу в гипсе. Ведь на костылях с пятого этажа спускаться крайне неудобно. Тогда за три недели я осознала, что мы иногда не ценим того, что мы имеем, принимаем все как должное.
Так и хочется тому прохожему на остановке сказать, мол, у тебя ноги-руки целы, иди работай. Как раз на соседнем здании объявление висит о том, что срочно требуется уборщик помещений. Люди и из более сложных ситуаций выкарабкивались и не попрошайничали. А вы малодушничаете и ленитесь. Трудиться не пробовали? Люди находят выходы, было бы желание.