О ментальном здоровье общества и путях его сохранения – компетентно

17

Наша современность характеризуется ускорением ритма жизни и, как следствие, разнообразными проблемами социально-психологического характера.

Ответом со стороны науки стало оформление новых исследовательских направлений и нового понятийного аппарата, необходимого для постановки и решения проблем, связанных с ментальной сферой жизни социума. Следует отметить, что понятия ментального и психического, будучи определенным образом связанными, тождественными, однако, не являются. Психическое здоровье предполагает стабильное функционирование психики, обеспечивающее человеку возможность играть его социальные роли. Понятие ментального здоровья является более широким и во всяком случае социально обусловленным, соотносимым с понятием ментальности как характеристики целой социальной общности, имеющим культурную и ценностную природу.

Разумеется, однозначных критериев ментального здоровья никакая наука – ни медицинская, ни гуманитарная – дать не может, поскольку в указанной сфере огромную роль играют субъективные факторы. При этом никто не станет спорить, что такая форма социального здоровья – весьма актуальный феномен. Соответственно, первостепенной задачей представляется, во-первых, зафиксировать и проанализировать те культурные тенденции, которые являются факторами риска, и во-вторых, определить идеологические, социально-психологические и культурные механизмы, которые, выступая средствами профилактики ментальной гигиены, позволяют эти риски снизить.

Главные факторы здесь – возникновение новых общественных институтов, неконтролируемая цифровизация, продвигаемый, а кое-где и навязываемый мультикультурализм, размытость ценностных ориентиров. Все это усложняет как для отдельного человека, так и общества в целом создание адекватной картины мира. Возникает ситуация дезориентации в предлагаемом разнообразии мировоззренческих позиций и моделей существования. Если раньше к ментальному нездоровью могла привести нетерпимость к инакомыслию, то в современной жизни угрозой становится стремление все принять и одновременно все поставить под сомнение, то есть полная хаотизация представлений о мире, сопровождающаяся отказом от сколько-нибудь обоснованных оценок.

Применительно к современному обществу, прежде всего западному, наиболее серьезным аспектом такой проблемы представляется отрыв от национальных корней, игнорирование собственной культуры, традиционных ценностей, утрата своей исконной идентичности и подмена ее чужеродной или искусственной. Означенное является выражением ментального хаоса, потери точки опоры как отдельным человеком, так и обществом в целом.

Искаженная картина современного мира, особенно если говорить о ее западной форме, несет в себе реальные угрозы обществу, его интеллектуальному потенциалу, духовно-нравственным ориентирам, мировосприятию и мировоззрению в целом. Что же могло бы стать средством эффективной ментальной гигиены? Представляется очевидным, что актуальная задача обеспечения ментального здоровья белорусского общества требует обращения к такому мощному терапевтическому средству, как историческая память. Обращение к ней вписывается в общий комплекс профилактических средств, призванных предупредить мировоззренческий хаос. Факторами означенной профилактики могут выступать как объективные – внешние, социальные механизмы, так и субъективные – внутренние, личностные. Внешними факторами профилактики ментального здоровья нации являются политико-идеологические средства, среди которых на одном из первых мест находится обращение к соответствующим сюжетам отечественной истории, помогающим понять, кто мы, куда движется белорусское общество, к каким целям нам следует стремиться и к каким средствам при этом прибегать.

Со стороны государства взят курс на патриотическое воспитание. В этом направлении активно проводятся соответствующие мероприятия. Здесь следует отметить всемерное взаимодействие государства с православной церковью, являющейся хранительницей традиционных для белорусов ценностей. Следует отметить также положительное в целом разрешение в рамках белорусской государственной политики определенного смыслового зазора между опорой на традиционные православные ценности и обращением в практике воспитательной, идеологической, информационно-просветительской работы к советскому прошлому, трактуемому по преимуществу в положительном ключе. Большинство белорусов положительно относится к достижениям и традициям советского периода, хранит память, в том числе на уровне истории семьи, о жертвах и подвиге прадедов в годы Великой Отечественной войны. Историческая память в этом случае ясно демонстрирует совместимость и даже взаимообусловленность православного и советского мировоззренческих компонентов, как это, например, художественно убедительно показано в знаменитом эпизоде известного советского фильма «Они сражались за Родину».

Утверждение базирующегося на исторической памяти патриотизма должно осуществляться не только в контексте политической пропаганды, но в связи с опорой на связь поколений, на семейные традиции белорусов. Но не меньшую роль играет соответствующая образовательная политика. Полноценное гуманитарное знание, опирающееся на язык и памятники отечественной культуры, по природе своей национально. Осознание человеком своей истории и культуры как национально специфичных феноменов – это важнейшая основа патриотизма, которая выступает определяющим аспектом интеллектуального и ценностного компонентов его ментального здоровья. Именно поэтому на внешнем уровне решения проблемы ментального здоровья нации такую огромную роль играет образовательная и культурная политика государства. От последнего в этом случае требуется чуткое улавливание стремлений общества, среди которых – ожидание уважительного отношения к сложившимся образам прошлого, где православное и советское на уровне семейной традиции неразделимы.

Разумеется, даже самая продуманная образовательная и информационная политика не решит всех проблем без деятельного участия в решении самого общества. Вновь отметим, что установку на это может дать ему только традиционная семья, поддержка которой также относится к приоритетным направлениям политики белорусского государства.

Мы можем заключить, что неотъемлемым условием ментального здоровья нашего общества является способность адекватной самооценки и правильного определения им своего места в мире, механизмом чего выступает рефлексивная деятельность на всех уровнях – отдельной личности, семейного коллектива, нации в целом. В наиболее обобщенном виде рефлексию можно определить как процесс осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержания своего сознания. Историческая память в этом случае – действенный ресурс для выработки адекватного мировоззрения и терапевтическое средство для сохранения ментального здоровья нации.

Сергей ТЕЛЕПЕНЬ,
кандидат
исторических наук, заведующий
кафедрой истории
и обществоведческих
дисциплин МГПУ
им. И. П. Шамякина.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: