Садоводческое товарищество – это объединение дачных участков для самоорганизации и ведения хозяйства на общей территории. У него есть устав, членские взносы и правила.
Это не коммерческая организация. Членами объединения не могут быть юридические лица. Начиная с 2008 г. и по 2023 г. вся деятельность садоводческих товариществ в нашей стране регулировалась Указом Президента Республики Беларусь № 50 от 28.01.2008 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» вместе с «Положением о садоводческом товариществе». Всё течет и изменяется…
30 мая 2023 г. очередным Указом Президента Республики Беларусь № 155 принято новое «Положение о садоводческих товариществах» вместе с «Положением о порядке передачи в собственность Республики Беларусь линий электропередачи и трансформаторных подстанций садоводческих товариществ».
Этот нормативный акт внес много изменений в дальнейшую деятельность и работу садоводческих товариществ, чем вызвал ряд вопросов у наших подписчиков. Отвечаем на самые частые.
Имеет ли право член товарищества лично знакомиться с документами товарищества?
– Член товарищества имеет право лично знакомиться с этими документами: Устав товарищества и внесенные в него изменения, сметы доходов и расходов товарищества; отчеты председателя правления и ревизионной комиссии; протоколы общих собраний, собраний уполномоченных, правления; иные документы, предусмотренные Уставом или решениями общих собраний (собраний уполномоченных).
У члена товарищества имеется право самостоятельно производить копирование указанных документов товарищества с использованием электронных и иных устройств, которыми могут быть фотокамеры мобильного телефона. Кроме того, член товарищества имеет право у товарищества требовать предоставления ему копий всех вышеуказанных документов, однако следует знать, что товарищество имеет право взимать плату за снятие копий на бумажном носителе для члена товарищества. Причем плата за предоставление бумажных копий не должна превышать затрат на их изготовление.
Можно ли по электронной связи провести общее собрание?
Предусмотрен ли какой-нибудь новый вид и способ организации и проведения общего собрания, например, с использованием электронной или иной связи, или каких-то новых технологий?
– Да, такие изменения в Указе № 50 имеются. Законодатель предусмотрел то, что созыв и проведение общего собрания (собрания уполномоченных) могут быть произведены посредством электронной или иной связи, информационных сетей или программно-аппаратных средств и технологий. Для этого необходимо в Уставе товарищества отдельным пунктом предусмотреть, закрепить случаи и порядок использования вышеуказанных систем и технологий о созыве и проведении собраний.
Какие новые полномочия теперь у общего собрания?
– В соответствии с Указом Президента № 155 появились новые полномочия у общего собрания. Их достаточно много. Сообщу лишь о некоторых из них. Внесение изменений и (или) дополнений в Устав товарищества. Установление порядка формирования размеров взносов (ранее в Указе № 50 такого не было). Исключение из членов товарищества, восстановление членства в товариществе (также новое полномочие). Определение количественного состава правления, избрание председателя правления, иных членов правления, досрочное прекращение их полномочий (ранее общим собранием избирался также казначей, теперь по Указу № 155 казначей не избирается, а назначается председателем правления).
Досрочное прекращение срочного трудового договора, заключенного с председателем правления, за исключением случаев досрочного прекращения срочного трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ранее такого полномочия не было: Указом № 155 закреплено право общего собрания, помимо досрочного прекращения полномочий председателя правления, отдельно досрочно прекращать срочный трудовой договор с ним).
Установление размеров пеней за несвоевременное внесение взносов и изменение сроков их внесения отдельными членами товарищества по уважительным причинам (ранее имелась оговорка о том, что размер пени должен соответствовать законодательству, а в Указе № 155 такая оговорка отсутствует). Принятие решений об отмене (подтверждении, изменении) решений, ранее принятых общим собранием (собранием уполномоченных), правлением. Ранее в Указе № 50 такого полномочия не имелось.
Как изменилась деятельность правления товарищества?
– Увеличен максимальный срок полномочий правления до 5 лет. Минимальный количественный состав правления включает 5 человек, в том числе и председатель правления. Его срок полномочий увеличен до 5 лет.
Напоминаю, вышеназванный Указ № 155 вступил в силу с 2 декабря 2023 г. и действует по настоящее время.
Анатолий ЛАПТЕВ, юрист.