Вызывает большой диссонанс формирование цен на проезд в городском транспорте.
На днях мне необходимо было оказаться в Криничном. Начала думать, как туда добраться, но добрые люди подсказали, что есть маршрутка «Мозырь–Криничный». Отправляется несколько раз до обеда из города и обратно, а есть еще удобный рейс из города на полшестого вечера. Мне кажется, прекрасный вариант для тех, кто работает вне своего населенного пункта.
Однако меня поразила стоимость проезда. Давайте вспомним стоимость билета на городскую маршрутку – 1,5 рубля. А проезд от магазина «Хозтовары» по улице Притыцкого в Мозыре до Криничного сельского Совета стоит всего 1,8 рубля. В обоих случаях перевозчик – «частник». Криничанская, так скажем, маршрутка делает пять рейсов в день. А городская сколько? При этом пассажиров набивается туда хорошо если только на сидячие места, но зачастую люди едут и стоя. Либо я не понимаю в математике, либо кто-то завышает цены. Возмущение не из-за скупости, а из-за того, что расстояние и количество пассажиров в день далеко не одинаковые.
Другой момент, который побуждает задуматься, – оплата проезда в автобусах без кондуктора. Пассажиры в транспорте с талонной системой оплаты проезда не спешат пробивать талончик или вовсе его не приобретают в надежде, что «пронесет». При этом в городских чатах кричат, что автобусы поломанные, сиденья подраны, в салонах грязно, двери не закрываются и вообще автобус вовремя не приходит. И при этом ни у кого не складывается в голове логическая цепочка последовательностей: не купил билет или талон – автопарк недополучил прибыль. Нет прибыли – нет запчастей, обслуживания, нет автобуса. Немножко нужно расширять умственные горизонты. Это как в случае до открытия моста через реку Салакуча, когда автомобилисты вместо установленного объезда срезали путь по засеянному полю, тем самым повредив сельскохозяйственное имущество. Другими словами, всё имеет свои последствия.
Вопрос на засыпку: почему никто не ездит «зайцем» в маршрутке? Ведь тот же транспорт, еще и дороже, а о чистоте в салоне некоторых автомобилей тактично промолчим…
Еще одна боль как пассажиров, так и перевозчиков – стоимость такси. С 1 ноября их количество резко сократилось, и резко возросла стоимость проезда в этом виде транспорта. То есть логика такова: нас меньше, значит вы платите больше. С одной стороны, понять легальных водителей можно: многие из них семейные люди, им нужно кормить детей, обеспечивать базовые потребности каждого члена семьи, да и вообще жить не только на хлебе и воде. Но с другой стороны, очень часто это завышение стоимости не имеет границ. От чего зависит формирование цены: от километража или от желания перевозчика? Потому что я не знаю, как объяснить 16,9 рубля от улицы Советской, 93 до гимназии в Мозыре и 4,3 рубля от проспекта Победы до проспекта Ленина в Гомеле.