Встреча с говорящим названием «Педагог. Ученый. Личность» прошла в Мозырском педуниверситете.
Профессор кафедры педагогики Валерий Болбас ответил на вопросы будущих наставников. Валерий Сергеевич имеет богатый личный и профессиональный опыт, много внимания уделяет развитию белорусской науки и педагогики, и недавно был удостоен высокой награды — медали Франциска Скорины, поэтому разговор получился интересным и полезным.
Как отметил в приветственном слове проректор по идеологической и воспитательной работе Сергей Щур, у сегодняшних студентов есть уникальная возможность напрямую пообщаться с такой яркой личностью для истории педуниверситета и всей белорусской педагогики. Основная цель встречи — обмен богатейшим опытом. Стоит сказать, что на диалог с Валерием Болбасом пришло много молодых людей, среди которых были и начинающие исследователи. Это направление очень близко Валерию Сергеевичу, поскольку он является основателем научной школы по этнопедагогике Беларуси. Заслуги преподавателя из Полесья оценены на самом высоком уровне — Валерий Болбас получил государственную награду за подписью Президента. Говоря о признании, профессор подчеркнул, что медаль Франциска Скорины — это оценка работы всего коллектива педуниверситета, и пообещал продолжить начатое дело, пока оно приносит пользу.
Вопросы от студентов звучали разные. К примеру, молодые люди интересовались, почему Валерий Сергеевич выбрал профессию педагога. К слову, он окончил механико-математический факультет Гомельского государственного университета.
«Педагогическое направление выбрал, потому что других вариантов на тот момент даже не рассматривал, — поделился воспоминаниями профессор. — Отец был педагогом, и я тоже был уверен, что стану учителем математики. Конечно, мелькали и другие варианты. Например, во мне видели задатки актера и даже предлагали поступать после 10 класса в профильный университет без экзаменов, но я отказался. Тяга к творчеству и выступлениям на сцене проявилась ещё в детстве. Все свободное время я посвящал художественной самодеятельности: участвовал в творческих конкурсах, писал стихи и много читал. Но, когда настал момент делать серьёзный выбор, я предпочёл педагогический институт, о чем ни разу не пожалел. Хотя испытаний судьба подкидывала немало. Сулили мне и карьеру партийного работника — в 25 лет я даже заведовал отделом в райисполкоме. Но обстоятельства сложились так, что я вернулся на педагогическую стезю».
Жизненные испытания укрепляли характер, волю и стойкость Валерия Сергеевича — он становился мудрее, опытнее и сильнее, но при этом сохранял врождённые чуткость, любознательность и позитивное мышление.
«Дам вам совет: какие бы ситуации в жизни не возникали, не торопитесь опускать руки, — обратился профессор к сидящим в аудитории. — В любой ситуации оставайтесь настойчивыми, продолжайте двигаться к цели, даже если кажется, что сил не хватает и нужно сдаться. Зачастую только с течением времени мы понимаем, для чего то или иное событие произошло. При этом человек должен оставаться верным своей стране, своей семье и людям, которые живут рядом. А время всё расставляет на свои места».
Рассуждать о таких важных вещах Валерий Болбас имеет полное право, поскольку обладает колоссальным педагогическим, научным и управленческим опытом и является отцом пятерых детей.
В процессе беседы затронули также важную тему — национальное самосознание. Валерий Сергеевич напомнил молодежи о необходимости знать и сохранять свою уникальную историю, развивать исконно белорусские традиции и культуру, а не пытаться копировать и повторять то, что выставляется как «модное» и «современное».
«Сейчас в стране на самых высоких уровнях укрепляются этнонациональные основы, — подчеркнул профессор. — И мы с вами должны продолжать заниматься исследованием богатейшей белорусской истории и культуры, народной педагогики. Надеюсь, следующие поколения восполнят недостающие фрагменты и сложится красивая и уникальная картина этнопедагогики Беларуси».
Поддержал Валерий Сергеевич и современную тенденцию вовлечения детей младших классов в научную деятельность. Единственное, на что обратил внимание профессор, — ребенок должен делать это самостоятельно и в том формате, в каком позволяет его возраст. В этом случае хорошо, когда родители занимаются ролью наблюдателя или помощника, а не выполняют всю работу за школьника. Тогда у ребенка развивается исследовательская жилка, и в перспективе желающих заниматься наукой молодых людей становится больше. Крепкий фундамент даёт человеку чтение, поэтому Валерий Болбас призвал молодых людей проводить свободное время за книгой, ведь такой досуг точно сыграет на пользу.
Говоря об уровне белорусского образования, Валерий Сергеевич подчеркнул, что советская средняя школа — одна из лучших в мире.
«Свою мощь она доказала уже не раз, — сказал профессор. — Очень хорошо, что мы продолжаем придерживаться основных её канонов и не спешим перенять чужой опыт».
В завершение встречи Валерий Болбас дал наставление будущим наставникам и молодым ученым: «На жизненном пути не всегда всё складывается гладко, но важно не терять силу духа и упорно идти вперёд. Шанс взойти на пьедестал, стать обладателем высоких наград есть у каждого. Главное — желание и настойчивость. Мне с каждым днём всё интереснее жить и развиваться. Придаёт сил осознание, что я приношу пользу и улучшаю мир вокруг. Это вдохновляет, и я продолжаю двигаться дальше».
Валерий Сергеевич пожелал молодежи здоровья, счастья в личной и профессиональной жизни и подчеркнул, что каждому подвластно пройти уникальный путь достойно и интересно.
Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото автора.