Глава государства дал согласие на назначение Андрея Рыбакова генеральным директором ОАО «Беларуськалий».
Прежде чем принять эти кадровые решения, Александр Лукашенко поинтересовался у Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого, в чем причина этой ротации.
«Беларуськалий» — важнейшее наше предприятие, и нужен человек с определенным опытом, — пояснил Дмитрий Крутой. — Фактически концерн «Белнефтехим» — самое санкционное министерство в нашей стране. Десятки предприятий концерна находятся под санкциями, у него есть опыт».
«Он сам туда согласился или вы настоятельно с Премьер-министром его заталкиваете туда?» — уточнил Президент.
«Он сам туда согласился идти руководителем», — ответил Глава Администрации Президента.
Андрей Рыбаков напомнил, что уже два года по поручению Главы государства курирует «Беларуськалий». «Это сегодня один из важнейших ресурсов страны. За два года многое сделано, но еще предстоит многое сделать», — отметил он.
«Но ты понимаешь, что нелегко там будет? Это коллектив огромный, градообразующее предприятие. Да что там говорить градообразующее — важнейшее государствообразующее предприятие. Проблем там накопилось немало, которые надо решать. И ты вот с таким спокойным характером, хоть и с должности министра, туда попадешь. Где надо и жесткие принимать решения», — обратил внимание Александр Лукашенко.
«Не всегда у меня спокойный характер. Бывало разное за эти годы», — заметил Андрей Рыбаков.
Глава государства признался: у него было ощущение, что когда у руководителя ОАО «Беларуськалия» Ивана Головатого будет заканчиваться контракт, на его место необходимо будет искать нового руководителя. Однако, по словам Президента, он не думал, что на это место предложат председателя концерна «Белнефтехим».
«Но знаю, что ты вдумчивый человек и вникаешь серьезно в проблему, если она существует. Поэтому не ставлю задачи. Знаю, что и затраты там приличные, надо их снижать. Уверен, что ты знаешь, как снизить. И добавленную стоимость в том числе на одного работника надо поднимать до мирового уровня. И в подведомственных организациях надо наводить порядок — так, чтобы они работали, а не бегали за руководителем «Беларуськалия» и просили денег. Особенно в аграрной сфере», — обозначил ряд вопросов Александр Лукашенко.
«Что касается Головатого. Он человек не чужой, не надо его «выбрасывать». Если он нужен будет нынешнему руководителю по каким-то вопросам, не стесняйтесь привлекать его. Но надо внести предложения по его дальнейшей работе. При всех недостатках Ивана Головатого, опыт у него колоссальный, знания у него огромные. Нельзя терять такие кадры. И потом, по большому счету мы не можем ему предъявить какие-то претензии, что он где-то был плох или не дорабатывал. Он всегда был самостоятельным человеком, занимал самостоятельную позицию. Не без ошибок, всякое бывало. Обижать надежных людей, своих людей нельзя», — подчеркнул белорусский лидер.
«Я просил бы тебя проработать (я не ставил эту задачу раньше) вопрос, с кем это нужно (особенно с россиянами), по добыче. Я таких цен вообще не помню в истории: очень низкие цены на калийные удобрения, хотя работа шахтеров непростая. Может быть, нам с россиянами переговорить, посоветоваться и процентов на 10, может, 11, снизить добычу калийных удобрений. Не то что дефицит на рынке появится, а все поймут, что это дорогая продукция и за нее надо платить соответствующие средства», — отметил Президент.
Глава государства рассказал, что к этому вопросу уже подходили, правда, очень давно. «Надо переговорить с производителями калийных удобрений о снижении производства. Чего за бесценок, почти по себестоимости, а то и ниже порой продавать этот продукт? Посоветуйся, потом доложишь, примем соответствующее решение. Но я склонен к тому, что нам процентов на 10 (может быть, больше) надо снизить производство. Главное, чтобы не пострадали люди: чтобы вовремя платили заработную плату и так далее. Проработай этот вопрос», — поручил Президент новому руководителю «Беларуськалия».
В то же время Александр Лукашенко заявил, что на внутреннем рынке удобрения (калийные, фосфорные, азотные) в скором времени могут начать продавать фактически по себестоимости. «Да, минеральные удобрения у нас под санкциями. Так давайте через продукты питания продадим их на рынке», — предложил Глава государства.
Иными словами, власти хотят нарастить производство продовольствия, а, как известно, белорусские продукты питания пользуются большим спросом за рубежом. «И на соседнем рынке, и Китай сегодня готов употреблять, да и другие. Давайте наконец-то внесем достаточное количество минеральных удобрений, чтобы получить больший урожай в растениеводстве и, соответственно, в животноводстве получить больше молока и мяса и продать их», — отметил Президент.
Правительству поручено проработать эти вопросы.
«Да, сегодня западные страны блокируют поставки калийных удобрений. Но у меня море запросов. Не буду называть эти государства, которые говорят: «Давайте вместе сделаем и будем продавать комплексные, смешанные удобрения». Надо на это идти: мы куда-то поставим калий, стоит там завод на границе где-то — смешиваем удобрения и сразу за границу продаем вместе. Спрос огромнейший: на продовольствие всегда будет спрос большой, а без минеральных удобрений какое продовольствие? Поэтому надо выходить на государства, с которыми мы можем производить эти удобрения», — сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что необходимо активнее пробиваться на внешние рынки, тем более направления работы «уже нащупали». «Не хочет Европа с нами работать — господь с ними», — подчеркнул он.
Главным исполнителем в этих вопросах должно быть Министерство иностранных дел, сказал Глава государства. «Они должны помогать нашим экспортно ориентированным предприятиям и министерствам. Это наша главнейшая задача», — заявил Александр Лукашенко.
Говоря о новом председателе концерна «Белнефтехим», Президент напомнил, что Илья Икан уже как-то работал в этой структуре. «Я рассчитываю, что Андрей поможет войти в курс дела. Хотя я сомневаюсь, что ты не в курсе дела. Но хотелось бы, чтобы у вас сохранились деловые, человеческие отношения во имя государства и у нас «Белнефтехим» не провалился», — сказал Президент.
Александр Лукашенко отметил, что «Белнефтехим» оказался под санкциями неспроста: для западных компаний белорусский концерн был серьезным конкурентом и его попытались задушить. Однако благодаря руководству и коллективу «Белнефтехим» сохранил работу нефтехимической отрасли на должном уровне.
«Но рентабельность невысокая. На рентабельность надо выходить. За счет экспорта прежде всего. И закончите инвестиционные проекты. Небольшая работа осталась по отдельным направлениям, но надо их закончить», — поручил Глава государства.
«Инвестиции, инвестиции — мы часто ищем, куда вложить средства. Надо вкладывать в те школы, в те компетенции, которые мы сегодня имеем», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Он привел в пример предприятие ОАО «Полоцк-Стекловолокно», которым руководил Илья Икан: «Я уверен, что вы лучше, чем кто-нибудь, знаете, какое еще волокно надо нам произвести, чтобы заниматься импортозамещением и хорошо выйти на рынок».
«Если мы перерабатываем нефть, мы знаем, в какую сторону углубляться, какие продукты нам следует получать. Мне дали справку: малотоннажная химия — к 2030 году 40 новых видов продукции надо произвести. Надо вкладывать в то, что мы умеем делать. У нас очень много таких направлений и в сфере гражданской, и в сфере военной промышленности», — отметил Президент.
Также Президент заслушал доклад о некоторых вопросах кадрового обеспечения системы Министерства иностранных дел.
Глава государства заявил о желании обсудить вопросы кадрового обеспечения системы МИД, чтобы скоординировать в целом работу в связи с приходом нового министра. «Я уверен, что будут определенные корректировки, перестановки в самом министерстве. Поэтому очень важно нам в этом плане определиться. Но сразу хочу сказать, что, как в никаком другом министерстве, в МИД должно быть бережное отношение к кадрам, — отметил Александр Лукашенко. — Вообще в стране так должно быть. Но министерство — это особый орган. И бережность — вопрос номер один по отношению к кадрам».
Обращаясь к главе МИД Максиму Рыженкову и Премьер-министру Роману Головченко, Александр Лукашенко также подчеркнул, что ни в коем случае не исходить при назначении людей «от себя». «Вот под себя назначить… Вы знаете, что я часто избегаю такого термина, как «команда», — отметил Глава государства.
О критериях в кадровых вопросах
Предваряя обсуждение кадровых предложений, которые внес МИД, Александр Лукашенко посоветовал прежде всего исходить в кадровом вопросе из критериев профессионализма и надежности.
Максима Рыженкова Президент охарактеризовал как хорошего профессионала и опытного специалиста, который прошел огонь, воду и медные трубы. «Но в характере у него все равно еще есть: вот этот, этот, этот будут работать, потому что мне с ним удобно. Это у него есть. Но, поварившись в этом котле, он поймет, что «удобно» — это не всегда удобно и хорошо. Должен быть профессионал. Сказал ему — он организовал дело и дает результат. Я уже отчасти с некоторыми проходил эту дорогу: он свой, удобный, а потом не знаешь, что с ним делать», — отметил Президент.
«Конечно, мы рассчитываем на Максима Владимировича, что в МИД, Иван Станиславович (Председатель КГБ. — Прим.), не будет этих негодяев, которые предавали нас частенько», — добавил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также своим личным примером напомнил о том, что людям надо давать шанс: «Когда я стал Президентом, я не исходил из того, что я должен назначить везде своих. Даже те, кто был в штабе альтернативных кандидатов, против меня боролся, как мог, — они остались работать и большие должности занимали потом. И нормально работали на государство. То есть я всем дал шанс: работайте, если хотите и можете. Через год-полтора кто-то сам сбежал в той сложной ситуации, от кого-то я отказался. Поэтому надо очень аккуратно строить свои отношения с коллективом. Надо понимать, что с неба не упадут нормальные люди».
В кадровом вопросе Александр Лукашенко отметил особую роль Администрации Президента, которая должна быть настоящим фильтром, прежде чем вносить предложения Президенту.
Глава государства отметил, что ему предложили рассмотреть ряд назначений на пространстве СНГ, а также на дальнюю дугу. «Мы договорились (переориентироваться. — Прим.), если европейцы или американцы не хотят с нами сотрудничать, ну чего мы рвемся туда, что мы назначаем туда людей? Чтобы они охраняли здание посольства? — напомнил белорусский лидер. — Переориентировались на главные наши торговые рынки — СНГ, дальней дуги».
Говоря о подборе кадров в страны Содружества, Глава государства напомнил, что сейчас, в том числе в преддверии выборов, происходят различные кадровые ротации. «Вот только что мы назначили нового руководителя «Беларуськалия». Иван Головатый (уже бывший руководитель этого предприятия. — Прим.) высвободился. Опытный, толковый руководитель, — привел пример Александр Лукашенко. — Их надо использовать на внешнем треке в рамках СНГ. Они все знают русский язык и в местах пребывания тоже знают русский язык».
«Там, где дальняя дуга и прочее, люди должны быть языковитые. По крайней мере, хотя бы английский язык должны знать. Но это не значит, что «знаю английский язык — это ровная дорога». Нет, он должен быть профессионалом, должен быть преданный своему народу и государству человек».
О растущем спросе на мировых рынках и умении «упаковывать в один пакет»
«Что касается внешней политики, естественно, она скорректирована с учетом тех бешеных фашистских санкций, которые введены против нашего государства. И, как я вам когда-то говорил, забудьте про эти санкции, их нет, — подчеркнул белорусский лидер. — Ну а какие санкции? Мы переориентировали свою торгово-экономическую деятельность, мы не гигантское государство. Да, продаем немало по отношению к тому, что производим внутри нашей страны. Но это не гигантские объемы».
Например, Беларусь продает за рубеж большие объемы продовольственной продукции, спрос на которую в мире растет. «Надо только вовремя предложить там, где будет расти этот спрос. Да и на традиционных рынках. Посмотрите — в России, Китайской Народной Республике спрос на продовольствие приличный. Даже в Европейском союзе. Хотели они у нас покупать рапсовое масло (а это большой удельный вес, который мы продаем в экспорте), они и сейчас готовы и покупают. И никто от этого не отказывается. То есть надо шевелиться для того, чтобы продать на тех рынках, где нас ждут», — подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что сейчас Беларусь осваивает и рынки стран так называемой дальней дуги. «Это продовольствие. А чтобы получить мясо, молоко — это самое продовольствие — нужны минеральные удобрения и техника. Научитесь, как это делают россияне, гражданскую (продукцию. — Прим.) и военку упаковывать в один пакет: «Хотите это купить — пожалуйста, мы вам продадим, но купите у нас и этот товар». И это тоже одно из направлений», — поставил задачу Глава государства.
В этом плане он напомнил о белорусской продукции сельхозмашиностроения, минеральных удобрениях и прочих товарах.
«Необъятный рынок, который сегодня развивается. И масштабы колоссальные в Азии. Мы ушли в развивающиеся страны и развивающийся рынок в Африке, Латинской Америке. С кем я ни встречался из глав государств, они очень хотят с нами сотрудничать. Тем более что мы активно очень себя ведем и в ШОС, и в БРИКС», — подчеркнул Президент.
О главной задаче для МИД
«Главное для нас в МИД — это торгово-экономические отношения. Торговля, торговля и еще раз торговля. Потом эти белые манжеты и воротнички, представительские функции и прочие, потом вся политика и дипломатия. Суть ее должна в нашей внешней политике и дипломатии заключаться в том, что мы должны заниматься торговлей, торгово-экономическими отношениями. Все здесь сконцентрировано сегодня — в МИД», — сказал Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что за Романом Головченко, который и сам не понаслышке знаком с работой в системе МИД, остается контроль в вопросах продвижения торгово-экономических отношений и кадрового обеспечения. «Это задача, Роман Александрович, за вами остается как важнейшая. В кадровом отношении. Да и сегодня у нас бывший посол — Глава Администрации. Хорошо знает, как экономист, производство и знает, чем должны заниматься. Ну как никогда Министру иностранных дел сложнее в этом плане работать, потому что кругом специалисты. Кругом люди, которые работали в системе МИД. Это хорошо», — сказал Президент.