В истории суверенной Беларуси мужчины в гребле академической ни разу не поднимались на олимпийский пьедестал, пока на главный старт четырехлетия не поехал Евгений Золотой. На Олимпийских играх-2024 в Париже наш спортсмен завоевал серебряную медаль.
Это настоящее достижение как для Евгения Золотого, так и для главного тренера национальной команды по гребле академической Виталия Белого, который в свое время учился и работал в Мозыре. Мы не упустили возможность встретиться и побеседовать с талантливым тренером.
«Гребля – моя жизнь»
– Виталий, расскажите немного о себе.
– Родился в деревне Боровики Светлогорского района Гомельской области. Там же окончил 9 классов местной школы. Затем переехал в Мозырь и поступил в училище олимпийского резерва на отделение академической гребли.
Обучение проходил под чутким руководством своего первого тренера – Игоря Михайловича Телепуна, а вскоре к работе со мной подключился и Валерий Александрович Вырвич. Первое время было тяжеловато вдали от дома. Но постепенно стал привыкать к ритму жизни: учеба, две тренировки каждый день. Когда начал принимать участие в соревнованиях, стало поинтереснее. После успешного окончания училища поступил в Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина. Параллельно продолжал спортивную карьеру. Выступал в двойке и четверке распашной. Что касается наиболее высоких результатов, то среди юношей я и мой партнер были вторыми на мировом первенстве, а уже на молодежном чемпионате мира завоевали бронзу. На Олимпиаду и Кубки мира, к сожалению, не удалось съездить в качестве спортсмена. Забегая вперед, скажу, что цель свою достиг, съездив на Олимпийские игры уже в качестве тренера.
– Вы довольно рано завершили карьеру гребца. Почему?
– В 23 года после полученной травмы и в связи с жизненными обстоятельствами принял решение не заниматься греблей как профессиональный спортсмен. Мне нравилась тренерская работа. Поэтому, получив высшее образование, решил попробовать себя на тренерском мостике.
С 1 сентября 2008 года до 2017-го включительно работал тренером в УОР. К тому времени мои воспитанники показывали неплохие результаты. В частности, становились призерами на европейских и мировых первенствах среди молодежи. Кирилл Тиханович и Владимир Кулик – воспитанники Мозырского УОР. С этой двойкой парной ездили на чемпионат мира и Европы, где занимали достаточно высокие места. Отмечу также таких спортсменов, как Евгений Слиж, Илья Деев и других.
Затем меня пригласили в национальную команду тренером, где работаю с 2018 года. В то время ко мне попали юные талантливые спортсмены. Помимо Тихановича и Кулика, это были Евгений Золотой и Артем Лапутин. И вот эта мужская парная четверка показывала высокие результаты на международной арене среди молодежи. С 1 марта 2022 года я главный тренер национальной команды Республики Беларусь по гребле академической.
– Насколько все санкции и запреты сказываются на психологии спортсмена и тренера?
– Вы знаете, что в академической гребле много классов, особенно командных, которые не допущены к соревнованиям. Допуск имеют только одиночка и двойка распашная без рулевого. А спортсменов много, и все хотят проверить свои силы на международном уровне. Поэтому психологически это негативным образом немного сказывается. Но мы не отчаиваемся, продолжаем усердно работать и верить в то, что скоро вернемся на международные соревнования в полном составе. А пока тесно сотрудничаем с Федерацией гребного спорта России. Выступаем на их крупных соревнованиях, они к нам приезжают погоняться. Так и заполняем пробелы в соревновательной программе. Сейчас даже о планах на следующий год ничего конкретно сказать не могу. Где и сколько нас будет выступать? Неизвестно. Однако кое-какие цели уже намечены. Это взрослый чемпионат мира, который состоится в конце сентября 2025 года в Шанхае (Китай). Поэтому сейчас уже начали планомерную подготовку. Первый сбор команда проводит в Бресте на гребном канале. До Нового года планируем тренироваться здесь, а там как получится. Посмотрим на нашу молодежь и юношей. Надо узнать, кто на что способен, а затем уже формировать состав лодок.
– Какой численный состав нацкоманды?
– Состав национальной команды по гребле академической насчитывает 31 человека (21 юноша и 10 девушек). С девушками пока у нас есть проблема. Какой-то идет провал, уже два года занимаемся, смотрим, но пока слабо. Стараемся искать юные таланты, чтобы вырастить их и выйти на прежний олимпийский уровень.
Есть цель – будет результат
– С какого года начали работать с Евгением Золотым?
– С 2018 года, когда он попал в состав национальной команды. По первым впечатлениям ничем особенным не выделялся. Работал, как и все его партнеры. А вот за последние два года заметно прибавил. Видимо, увидел перед собой цель и целенаправленно двигался к ней. Сперва, как я уже говорил, он выступал в четверке. Да, им практически не было равных на чемпионатах Европы и мира. А затем из-за санкций и запретов мы решили попробовать его в одиночке.
Прежде Золотой гонялся в двойке парной с Николаем Шарлапом. Однако наши командные экипажи не были допущены на летние Игры. Уроженец Краснополья подготовил двухкилометровую дистанцию буквально за год до Олимпиады. Поэтому на чемпионат мира поехал в одиночке и показал достаточно неплохой результат – седьмое место. В тот момент я и сам Женя поняли, что все возможно. Главное, усердно работать на тренировках.
– Когда готовились непосредственно к Олимпиаде, на что рассчитывали?
– Мы анализировали результаты тренировочных занятий, оценивали соревновательную скорость спортсмена и сопоставляли с результатами мировых лидеров в академической гребле. Рассчитывали, что за тройку Жене вполне по силам побороться.
– Какие приключения ждали вас во Франции?
– Приключения начались еще здесь. Международный олимпийский комитет проверял всю информацию по каждому спортсмену. Нам пришлось собрать достаточное количество бумаг, справок. Слава Богу, что вся эта процедура прошла гладко, и мы получили право выступить на Олимпиаде. Затем нас остановили на польской границе. Польские пограничники не пустили наши лодки, так как они находились под санкциями, и мы не могли их перевозить по Евросоюзу. Пришлось в спешном порядке искать лодки для выступлений уже на месте. Хорошо, что быстро удалось найти немецкую лодку. Что касается условий проживания, питания в Париже, то они были хорошими. НОК Беларуси оказывал посильную помощь во всем.
– Расскажите историю, которая произошла в день финала.
– Единственная проблема, которая была во время Олимпиады, – транспорт. Постоянно менялись компании, происходили задержки, поломки. В день финала у автобуса, на котором ехал Евгений Золотой, села батарея, и он остановился на полпути. Я приехал на гребной канал, как и полагается, заранее. Необходимо было лодки проверить, все настроить. Остаются считанные часы или даже минуты до финала Олимпийских игр, и тут Женя мне звонит и говорит, что транспорт сломался в дороге. Я думаю, что делать. Увидел представителя Международной федерации, обратился к нему, и мы решили эту проблему, сместив старт на час.
– Эта задержка как-то сказалась на настрое Жени?
– Нам повезло, что вместе с ним в автобусе ехал мой друг – Станислав Щербаченя, который в свое время успешно выступал в гребле академической и даже сидел со мной в одной лодке. Теперь работает тренером в Таиланде. Во время поездки он шутил, подбадривал Женю. Это и помогло.
Фамилия обязывает
– Где смотрели саму финальную гонку?
– На мониторе. Переживал, но я был уверен в Жене. Плохие мысли отгонял прочь. Когда он преодолел стартовый отрезок, понимал, что идем в своем рабочем ритме. Гнаться за немцем и голландцем с первых метров сродни самоубийству. У нас даже тактика была такая: первые 1000 метров идем в своем темпе, а на второй половине дистанции включаемся на полную катушку. Да, был момент, когда к середине гонки Женя отстал от лидеров больше, чем надо. Но успел вовремя включиться и догнать своих соперников. Я нисколько не сомневался в Евгении. До последнего метра верил, что бронзовая медаль будет. В итоге получилось даже лучше, чем ожидали.
– За счет чего удалось завоевать «серебро»?
– Где-то за счет правильно выбранной тактики на гонку. Но в большей степени это заслуга самого спортсмена, который уверенно шел к своей цели на протяжении двух последних лет. Его работоспособности все завидовали. Даже в каких-то моментах приходилось его останавливать, чтобы не перегорел. Женя был мотивирован, желал взойти на олимпийский пьедестал и добился этого.
– Какие планы на будущее?
– Женя ведь должен оправдать свою фамилию (смеется). Много шутим и смеемся в команде над тем, что сама фамилия обязывает завоевать только высшую награду. Как я уже говорил, в 2025 году главная цель – чемпионат мира! В планах сделать так, чтобы Золотой стал золотым.
Сергей БОРОВИК.
Фото автора.