Город, который верит в будущее, живет настоящим и хранит память об ушедшем и в котором живут люди, влюбленные в свое дело. Именно так хочется охарактеризовать этот небольшой райцентр. Итак, мы в Ельске.
Жил-был художник один…
Мы заблудились. В трех соснах. Или, точнее, елках. «Ел» в финно-угорской группе языков значит «родник, лесной ручей». И название Ельска произошло не от елей, а от протекавшей здесь речушки Елы или Елки.
Навигатор завел нас случайно (или, наоборот, неслучайно?) в Ельский краеведческий музей. Мы решили, что это, наверное, судьба и решили зайти. И не пожалели. Первое, что бросилось в глаза, — это выставка заслуженного работника культуры БССР Михаила Засинца.
Картин было много, и все они обратили на себя внимание своей простотой, добротой и искренностью. Вышедшая (еще не было и 9 утра) навстречу вроде как непрошеным гостям экскурсовод рассказала о нем. Михаил был человеком, не сразу пришедшим к рисованию.
Родился и жил в деревне Медведное Ельского района, работал механизатором, после армии женился, обзавелся ребёнком. Однажды о чём-то поспорил и поднял бревно, да так неудачно, что повредил себе позвоночник, и в очень молодом возрасте оказался прикованным к постели и полностью обездвиженным. Медсестра, которая ухаживала за ним в больнице, обратила внимание на его депрессивное состояние, принесла ему в палату картон и карандаши и предложила порисовать, чтобы отвлечься. Вот именно так Михаил и начал писать картины. Впоследствии окончил Всесоюзный заочный университет искусств им. Н.К. Крупской и стал знаменитым художником. В свое время Михаил Николаевич еще писал статьи и был внештатным автором нескольких газет. Под стеклом лежали вырезки старой периодики. В фондах музея хранится 65 его художественных произведений, также часть его работ находится за границей в частных коллекциях. Такой вот непростой путь, казалось бы, простого человека
По лесной партизанской тропе…
Мы узнали, что в годы Великой Отечественной войны в Ельске было хорошо развито партизанское движение и подполье. Гордятся ельчане своими героями и чтят их память. Например, о словацком антифашисте, перешедшем на сторону ельских партизан, Яне Налепке снят фильм «Завтра будет поздно». Кстати, съемки этого художественного фильма осуществлялись и в Ельске, и в Мозыре.
По официальным данным, в Ельском районе было сожжено 53 деревни во время войны, три из них не восстановились. В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа продолжают вскрываться новые факты, и не исключено, что этот трагический список будет дополнен.
По словам сотрудников музея, в Ельском районе уже не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны, но сохранились воспоминания тех, кто выжил.
Так, Василиса Прохорова жила в доме у свекра, пока ее муж был в партизанах. Как-то рано утром она вышла на крыльцо и увидела, что горит соседняя деревня. Она сказала свекрови, что надо быстрее убегать, потому что немцы всех сожгут. Пожилая женщина ответила ей, что никуда не поедет и уже дожила до такого возраста, что хочет умереть дома. Василиса, схватив двоих своих малолетних дочерей, пыталась бежать. Но было поздно: немцы окружили деревню и начали всех гнать в центр, выспрашивая, чьи мужья или другие члены семьи находятся в партизанах. Все молчали. Первым за то, что никого не выдал, расстреляли старосту. Людей начали загонять в сарай, и здесь инстинкт самосохранения победил: сельчане своим напором сбили линию оцепления и побежали прочь. От фашистской пули на руках Василисы погибла годовалая дочка, а она этого даже не почувствовала, продолжая ее нести. В толпе Василиса потеряла вторую дочку, и с мертвым ребенком, прижатым к груди, ей удалось добежать до леса. Несколько дней она находилась в болоте, пока ее не нашли партизаны. Когда Красная армия подошла к Ельску, их отряд соединился с ее частями, и Василиса с оружием в руках дошла до Берлина. После войны не сразу она вернулась на свою родину, в Ельский район, к сестре. Замуж уже так и не вышла, прожила всю жизнь одна.
Благодаря воспоминаниям этой мужественной женщины мы знаем об ужасах, что происходили в годы войны. Сегодня в честь Василисы Васильевны в Ельском районе названа агроусадьба, где можно не только отдохнуть всей семьей, но услышать рассказ о ее трагическом прошлом. Также можно совершить экскурсию по местам сожженных деревень района.
Секреты ткачества
Никогда не думала, что бобры могут быть таких огромных размеров, как тот, что выставлен в музее. В ельских лесах этот зверек соседствует с волками, косулями и дикими кабанами.
Заинтересовал зал, посвященный ткачеству. Он совсем небольшой, но там стоит настоящий ткацкий станок, на котором одна из сотрудниц музея сейчас учится ткать. По стенам от пола до потолка висит очень много рушников с разными орнаментами.
Наш экскурсовод подчеркнула, что очень сказываются веяния украинской культуры в орнаменте и вышивке, поскольку город находится в приграничном регионе. Известно, что орнамент – это не просто рисунок. Он почти всегда несет какой-то смысл и своеобразный шифр. Нам показали ручник, которому 95 лет. На нем вышита дата его изготовления. Примечателен он тем, что смотришь на него с одной стороны – видишь вышитую девушку, переворачиваешь его снизу вверх – и перед нами рыцарь. Вот такой искусный фокус.
Повезло, что сегодня в музее действует выставка художницы из Молодечно Ядвиги Сенько, которая пишет иконы как католические, так и православные, в том числе и с изображением храмов нашей Беларуси. Работ достаточно много, и возле каждой из них хотелось остановиться и подумать.
Сокровища предков
Следующий нашей остановкой был районный центр ремесел, где мы под руководством народного мастера Беларуси Екатерины Никитиной делали традиционную белорусскую куклу. Было ощущение, что я снова оказалась на уроке труда в школе, где на столе лежали лоскутки ткани, нитки, ножницы, поролон. А мы смотрим на Екатерину, она нам показывает, что делать, и мы за ней повторяем каждый шаг. За полчаса я смастерила себе традиционную белорусскую тряпичную куклу.
Впечатлила знаменитая выставка «Ельский фартушок», расположившаяся в здании центральной библиотеки. На первом этаже этой библиотеке разместилась экспозиция старых открыток, и было приятно увидеть рисунки, которые погружают в детские воспоминания. Поднялись на второй этаж и познакомились с самой выставкой, первые экспонаты которой стали появляться здесь около 15-ти лет назад. Сейчас их уже около 800. Ельский район пострадал не только от фашистской оккупации, но и от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Восемь деревень района попали в список зоны отчуждения. Деревни были похоронены в земле, но не в людской памяти. Чтобы сохранить историю, люди привозили из этих деревень фольклорные вещи: фартуки, сорочки, рушники, накидки, радюшки (покрывала) набивные, рубахи, полотенца и даже наволочки.
Некоторые экспонаты были найдены на дачах и в хозяйственных постройках. Например, икону Божьей Матери «Неопалимая купина» 1903 года, которая считается покровительницей пожарных, обнаружили в сарае, когда сносили дом. А фартук начала XX века и рубаху, которой более 70 лет, подарили местные жители. Экскурсовод Ирина Григорьевна, рассказывая нам об этих уникальных экспонатах, поделилась, что, когда на даче начала разбирать сарай, в сундуке обнаружила полотенце с вышитыми на нем голубями. Среди выставленных творений есть и полотенце с вышитыми гроздьями винограда – это очень редкие виды вышивки на наших полесских землях. Также на выставке представлены старинные фотографии, изготовленные в необычной технике цветной литографии, и коллекция старинных утюгов.
Здесь же Ирина Григорьевна провела нам мастер-класс по завязыванию косынок. Их очень много… На любой вкус и цвет. Этот неизменный предмет женского обихода не только защищал волосы от грязи и пыли, но и нес свое смысловое значение: мог быть повседневным или праздничным, обозначать семейный статус, показывал, есть ли парень у девушки или она пока одна, а также отражал благосостояние носительницы. Переодевшись в национальные белорусские костюмы, мы имели возможность поучаствовать в традиционных белорусских обрядах. Пытались откусить кусочек хлеба на весу (это, кстати, примета к вступлению в брак) – получилось только у одного участника. И играли в колосок. Было весело. Особенно зрителям.
Нам посоветовали зайти в голубой храм, старинный памятник архитектуры деревянного зодчества – Свято-Троицкую церковь конца XVIII века постройки, где хранится чудотворная икона Васьковичской Божьей Матери.
Помни корни свои
После мы преодолели 30-километровый переезд в деревню Заширье (автомобилисты, берегите подвески) в гости к самой Бабушке-Зиме. И здесь тоже люди чтят память о своих предках.
В усадьбе Деда Мороза есть улица ушедших деревень. Работники местного культурного центра ездили по выселенным населенным пунктам и собирали интересные реквизиты. В каждом домике, который попадался нам на пути, была какая-то своя особенная маленькая память об исчезнувшей деревне. А сейчас там на пороге встречают гостей Зайки, Лисички, Бабушка-травница да ее внучка Царевна-Несмеяна, Леший и, конечно же, настоящий Дед Мороз, который водил с нами хороводы у костра на поляне, где собрались 12 месяцев, организовывал конкурсы. Он даже разрешил посетить свой терем и, когда мы уже почти совсем окоченели, напоил чаем.
Не один раз за время нашего путешествия по Ельскому району я была приятно удивлена тому, как маленькая земля хранит память о своем прошлом. Это вызывает большое уважение. Есть такой закон жизни: кто почитает свои предков, тот жить будет долго и счастливо. Хочется сказать: «Счастливо оставаться, Ельск! И спасибо!».
Людмила ЛИПНИЦКАЯ.
Фото автора.