Станция юных техников города Мозыря (так она называлась ранее) была открыта в октябре 1966 года. Тысячи девчонок и мальчишек нашли себя, занимаясь в кружках и объединениях по интересам центра. Некоторые ребята даже получили отсюда свою путевку во взрослую жизнь, поступив в вузы технической либо военной направленности. Уже более 25 лет учреждением образования успешно руководит директор Валерий Кольченко.
Есть что предложить
По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе центра Виталия Чирича, на момент образования на станции работало 19 кружков технического творчества, в том числе авиамодельный, автомодельный, радио-технический, физико-технический, радистов-операторов, слесарного дела, мотосекция, судомодельный, кинодемонстраторов, фотокружок.
На сегодняшний момент в центре имеется пять лабораторий для занятий техническим творчеством, комбинированная мастерская со станочным электрооборудованием. Ежедневно работают 47 объединений по интересам с общим охватом 560 учащихся. С ребятами занимаются 19 педагогов дополнительного образования, все имеют высшее образование. В центре реализуются образовательные программы по следующим направлениям: техническое, спортивно-техническое, научно-техническое творчество и информационные технологии. На сайте mcttdm.schools.by размещена вся необходимая информация.
В течение 2024 года ребята и педагоги центра приняли участие в 6-ти районных конкурсах (заняли 52 призовых места), в 2-х областных (16 побед) и республиканском мероприятии
(6 призовых мест).
Поддержим инициативу
По признанию методиста центра технического творчества Светланы Сливы, она с детства хотела стать педагогом. Эта мечта осуществилась. После окончания школы поступила в Мозырский педуниверситет на факультет общетехнических дисциплин и физики и успешно окончила его. Дальше на протяжении 10 лет трудилась воспитателем в детском учреждении. С 2001 года перешла в систему дополнительного образования, оказалась в центре внешкольной работы.
– Здесь для меня все было ново и интересно, – вспоминает Светлана Григорьевна. – Вела технические кружки, сама занималась изготовлением моделей современных судов, проводила занятия на плавбазе. Туристическое направление – одно из самых востребованных и захватывающих. Вместе с ребятами с удовольствием ходили в походы, переплывали на лодках реку, разбивали палатки, ночевали в лесу, пели песни у костра. Романтика!
Через 6 лет Светлана Григорьевна как педагог дополнительного образования перешла работать в центр технического творчества, который располагается на ул. Нежнова. Начала заниматься изготовлением моделей парусников, активно участвовать вместе со своими учащимися во всех областных, республиканских конкурсах. А с 2011 года стала методистом.
– Это был уже третий этап в моей жизни, – объясняет Светлана Григорьевна. – Работа методиста тоже по-своему творческая, интересная: необходимо организовать работу педагогов дополнительного образования, обучить их, обеспечить проведение открытых занятий, семинаров, участие в методических конкурсах и другое.
Со всеми этими обязанностями Светлана Григорьевна прекрасно справляется. Как результат – победы в двух республиканских методических конкурсах. Кроме этого, Светлана Слива занимается разработкой и внедрением в жизнь пособий в помощь педагогам дополнительного образования, а также учащимся. Например, недавно был запущен проект для слабовидящих детей. Эти инициативы побеждают в престижных методических конкурсах, вызывают большой интерес у специалистов и педагогов.
Светлана Григорьевна – руководитель кружка «Стендовый моделизм», который посещают 6 девчонок и 2 мальчика. Все они победители областных и республиканских конкурсов («Техноёлка», «Техноинтеллект» и других) и только в этом году уже получили более 10-ти дипломов. Теперь ребята заняты разработками новых интересных проектов. Понятно, что начиналось все с простых моделей, а затем уже переходили к более сложным работам.
– С этими моделями учащиеся участвуют в конкурсах, побеждают в них, – рассказывает Светлана Григорьевна. – На первоначальном этапе очень важно заинтересовать ребят, поддержать их инициативу, направить ее в нужное русло. И тогда можно будет от них ждать хороший результат.
В качестве поощрения для особо талантливых мозырских ребят существуют разные формы стимулирования. Одна из них – поездка в Национальный детский технопарк в Минске. Цель этого учреждения образования – поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научно-технической и инновационной деятельности, стремление к личностным научным достижениям, открытие возможности для реализации научно-технического потенциала юного поколения.
Обучение в технопарке длится 21 день. В это время каждый учащийся работает над определенным проектом. Лучшие ребята проходят дистанционное обучение. В будущем они получают возможность бесплатно и без вступительных экзаменов поступать в вуз технической направленности.
– Педагогам важно настроить ребят на участие в конкурсах, выработать в них победный настрой, желание не останавливаться на достигнутом и постоянно работать над собой, – заключает Светлана Григорьевна.
Идем к своей цели
Виктория Спиридонова родом из Светлогорского района.
– В детстве мечтала стать юристом, но то, что я оканчивала педагогический класс в школе, и предопределило выбор моей будущей профессии, – признается Виктория Александровна. – Я увлекалась физикой, поэтому поступила в Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины на физический факультет, а после его окончания пять лет работала учителем физики в школе.
Виктория с детства увлекалась выжиганием, и эти навыки неожиданно ей после пригодились. Переехав в Мозырь, она пришла устраиваться на работу в центр технического творчества, и первый кружок, который предложили вести Виктории Александровне, – объединение «Начальное техническое моделирование и конструирование». Педагог и ребята рисовали на фанере причудливые картинки, а затем занимались выжиганием.
Сегодня в одном из кружков, которыми руководит педагог (всего у нее работает 6 групп, их посещает более 70-ти детей), ребята занимаются изготовлением светильников. Еще один проект, связанный с переработкой вторичного сырья, получил название «Необычное – в обычном». Мусор, который мы, не задумываясь, выбрасываем, учащиеся используют в качестве ценного материала – получаются маленькие шедевры.
Очень перспективно и направление «Робототехника». Подопечные Виктории Спиридоновой отлично зарекомендовали себя на смотрах-конкурсах инновационных технологий и на многих областных и республиканских конкурсах. Недавно получили два диплома с призовыми местами. Приезжая в Национальный детский технопарк, ребята создают свои проекты, занимаются исследовательской деятельностью. Все это очень увлекательно, а главное, перспективно: помогает выполнить установку на результат и планомерно идти к своей цели!
Виктория Александровна отмечает, что если педагог увлечен любимым делом, то автоматически он зажигает других.
На шаг впереди
Наталья Ревут после окончания школы приехала в Мозырь из деревни Махновичи. В детстве она любила рисовать, вязать, создавать поделки своими руками и мечтала стать… певицей. Однако поступила в Мозырский педуниверситет на факультет технологии (специальность «Технический труд и предпринимательство»), еще год обучалась в магистратуре.
Однажды Наталья в университете получила задание: взять интервью у директора центра технического творчества Валерия Кольченко. А уже после окончания магистратуры молодой специалист попросила распределиться в центр. Ее инициативу поддержали. У учащихся 5–6 классов Наталья Степановна ведет кружок «Секреты бумажного мастерства».
– Бумага – очень интересный, но, к сожалению, недооцененный материал, – рассказывает педагог. – У ребят, которые занимаются в нашем объединении, развивается мелкая моторика рук, пространственное воображение, они становятся более усидчивыми, терпеливыми, аккуратными. Также у них появляется желание творить, созидать, они становятся менее зависимыми от своих мобильных телефонов.
Руководителю кружка удается увлечь детей интересным делом. Прекрасный стимул для развития – участие в конкурсах самого высокого уровня. На сегодняшний момент Наталья Степановна – педагог-организатор центра, педагог дополнительного образования и председатель профсоюзного комитета. Как ей удается совмещать сразу три должности? Девушка отмечает, что делать это несложно, потому что работа приносит удовольствие.
Как педагог-организатор, она устраивает мероприятия в шестой школьный день, готовит конкурсы, акции воспитательного характера и многое другое. Педагоги центра успешно принимают участие и в конкурсах-выставках методической литературы, в смотрах инновационных технологий.
– Хотелось бы и в новом году продолжать постоянно совершенствоваться, не опускать планку, – делится Наталья Степановна. – И обязательно укрепить материально-техническую базу центра, над чем мы работаем. Впереди у нас много новых грандиозных планов, и их нужно осуществить!
Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.