Историко-статистическое описание Минской епархии, составленное ректором Минской духовной семинарии Архимандритом Николаем» позволяет вспомнить церкви, как правило, деревянные на каменном фундаменте, которые находились во многих населенных пунктах Мозырщины, но со временем исчезли…
Итак, в Мозыре находилась «Лазаревская кладбищенская, на горе Жучка, церковь, построенная неизвестно когда прихожанами» – можно предположить, что это район средней школы № 7. В Сидельниках действовала Васильевская церковь. К Параскевинской церкви, находившейся в районе площади Примостовая, была приписана Борисковицкая Св. Троицкая церковь, «построенная прихожанами, с землею пахотною и сенокосною».
В селе Балажевичи была Рождества-Богородичная церковь, построенная в 1725 г. прихожанами. Существовали Глиненская Рождества-Богородичная церковь, построенная в 1716 г. прихожанами, и Костюкевичская Крестовоздвиженская церковь.
Сразу в нескольких деревнях оставил о себе память строительством церквей помещик Казимир Оскерко. В селе Мелешковичи действовала Рождества-Богородичная церковь. Крестовоздвиженская церковь – в деревне Васьковка. В Скрыгалове действовала Николаевская церковь. Помимо земли, ей принадлежали «остров под лесом и озеро для рыбной ловли». Также к ней относилась в деревне Лешня «очень ветхая Параскевинская церковь».
В Слободе стояла Михайловская церковь, построенная в 1755 г. К ней принадлежат приписная Николаевская церковь в деревне Прудок; Загоринская Троицкая церковь, построенная в 1823 г. помещиком Георгием Ленкевичем. В селе Михалки прихожане построили Рождества-Богородичную, 5-го класса церковь. В теперь уже мозырском селе Велавск стояла Воскресенская церковь.
Признаемся, что не знаем, как сложилась судьба всех этих культовых зданий. Например, согласно официальным документам в 1960 году здание кладбищенской церкви в д. Борисковичи передано местному колхозу под хозяйственные нужды. Но уже через год ее было решено разобрать и снести из-за ветхости…
Дмитрий КУЛИК