Уже не один год подряд гимназия остается в числе лидеров по итогам районного конкурса на лучшее учреждение образования и входит в тройку лучших гимназий области. На вопрос, в чем секрет успеха, директор Михаил Ранчинский отвечает просто: в правильных ориентирах.
«Ориентиры гимназии – качественное образование и всестороннее развитие детей с акцентом на индивидуальные способности, – поясняет в беседе Михаил Михайлович. – Помощники в этом деле – родители и общественность. Вместе нам удается создавать в учреждении открытую и доверительную атмосферу».
Стратегия и традиции
Гимназия имени Я. Купалы, образованная в 1991 году, стала одной из первых гимназий в нашей области. За более чем 30 лет она выработала свою стратегию деятельности и традиции. Сегодня в 37-ми классах-комплектах обучается 880 гимназистов.
С 5-го класса дети на повышенном уровне изучают один из трех иностранных языков: английский, немецкий или китайский. С 8-го класса реализуется предпрофильная дифференциация: изучение на повышенном уровне других учебных предметов по выбору учащихся и их родителей. В 10–11-х классах, которые делятся на профили, гимназисты постигают конкретные дисциплины на повышенном уровне.
Руководство и коллектив учреждения понимают, что инновации обогащают образовательный процесс, создают новые возможности для детей и учителей, стимулируют творческое мышление и повышают мотивацию, поэтому гимназия активно участвует в реализации инновационных и экспериментальных проектов. На ее базе функционируют профессиональное обучающееся сообщество «Экономическое воспитание» и районный ресурсный центр информационных технологий, на которых педагоги района обмениваются опытом и идеями. Учителя гимназии проводят межшкольные факультативы по подготовке к ЦТ и ЦЭ. Преподаватели китайского и английского языков – Елена Сорока и Вероника Орлова – в качестве областных тренеров готовят ребят к республиканской олимпиаде. Инициирует гимназия и проведение районных мероприятий по финансовой грамотности – дети с интересом участвуют в них.
«Мы прививаем гимназистам любовь к родному языку, культуре и истории, – рассказывает Михаил Михайлович. – Ежегодно проводим открытый конкурс творческих и исследовательских работ «Купаловские чтения». Радует, что растет количество участников. Так, в 2024-м поступило более 800 творческих работ со всех районов области. Популяризируем также китайский язык: в марте 2024 года подписали меморандум о сотрудничестве в сфере образования между гимназией и средней школой Давань г. Чэнду Китайской Народной Республики. Детям нравится изучать что-то новое и необычное. С удовольствием посещают гимназисты и ребята из других школ занятия в инженерно-техническом центре, где постигают основы робототехники, 3D-моделирования и печати на 3D-принтере. После они участвуют в конкурсах и побеждают».
Может похвастаться высокими наградами литературный музей «Я. Купала и гимназия его имени». Под руководством Анны Чайка проводится поисково-исследовательская работа и экскурсионная деятельность. В прошлом учебном году на областном этапе панорамы педагогического опыта «Музей учреждения образования: эффективные практики гражданско-патриотического воспитания» гимназии занял 1 место, на республиканском – диплом III степени.
«Особенно гордимся высокими результатами выпускников, – подчеркивает директор. – В 2024 году 14 девятиклассников получили свидетельство об общем базовом образовании с отличием, 14 выпускников – аттестаты особого образца с награждением золотой медалью. Средний балл аттестатов составил 9,6. Похвальными листами «За особые успехи в изучении отдельных предметов» были награждены 25 гимназистов. Почетно, что наше учреждение занимает 1 место в рейтинге по результатам ЦЭ среди гимназий области. Средний балл выпускников 2024 года по ЦЭ составил 85, по ЦТ – 80,36. Наши ребята получили 7 стобалльных сертификатов на ЦЭ и 2 – на ЦТ».
Педагоги-профессионалы
Талантливых детей обучают талантливые наставники. Их в штате гимназии 82. У 93 % – первая и высшая квалификационные категории. Педагоги регулярно делятся опытом с коллегами района и области, публикуют материалы в изданиях, ведут предметные сайты. Трое наставников имеют категорию «учитель-методист» – это Елена Михед, Елена Домасевич и Вероника Орлова.
«Наши педагоги – это не только профессионалы в преподавании предметов, но и творческие личности, – говорит Михаил Михайлович. – Например, учителя музыки Елену Орлову знают как ведущую многих районных и областных мероприятий. Она также стала победителем областного смотра-конкурса «Созвездие талантов».
Как подчеркнул директор, работу с детьми строят на принципах уважения, доверия и индивидуального подхода.
«Мы стараемся создать атмосферу, в которой гимназисты чувствуют себя комфортно и безопасно, – отметил Михаил Ранчинский. – Учитываем интересы и способности детей, поощряем участие в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях. Особое внимание уделяем работе с одаренными и высокомотивированными учащимися. И есть результаты: в 2024 году на заключительном этапе республиканской олимпиады Ярослав Ляшок завоевал диплом III степени по английскому языку, Александра Карнаушенко – диплом III степени по белорусскому языку, Иван Кошман – диплом I степени по информатике. Восемь лучших гимназистов, пройдя отбор, обучались в Национальном детском технопарке».
На протяжении 25-ти лет бренд гимназии – клуб интеллектуальных игр «Миг», которым руководит педагог-психолог Ростислав Миневич. Мозырских ребят-интеллектуалов знают в республике, им доверяют проведение чемпионатов. Так, ежегодно на базе гимназии проводятся республиканский турнир по интеллектуальным играм «Альпийские игры», третий отборочный этап республиканского чемпионата по интеллектуальным играм, чемпионат Республики Беларусь по интеллектуальным играм среди ювеналов «БусЛIК». В 2024 году Ростислав Маркович был удостоен нагрудного знака «Отличник образования».
В гимназии действуют научные общества «Эрудиты» и «Поиск». Ребята регулярно участвуют в конференциях и фестивалях. Есть победы в республиканском конкурсе «Духовный свет», международном турнире по интеллектуальным играм «Фавор», Свято-Иоанновских чтениях «Православие и отечественная культура (г. Ельск) и в других состязаниях. Работают объединения по интересам: «Спортивно-бальные танцы», «Чирлидинг», «Основы волейбола», «Играем в футбол», «Играем в баскетбол», «Юный стрелок», «Юный защитник Отечества», «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», «Как увеличить свой IQ», «Умелые ручки», «Актерское мастерство» и другие.
Отличились гимназисты и в республиканском телепроекте телеканала Беларусь 1 «Я знаю!»: они дважды становились абсолютными победителями, то есть самыми эрудированными школьниками среди своей параллели по всей стране.
Стали традиционными праздники «День самоуправления», «Прием пятиклассников в гимназисты», «Прием в октябрята» и прочие. В середине мая проводится конференция «Аллея звезд гимназии» с вручением лучшим учащимся, их родителям и педагогам грамот, дипломов, благодарностей. Заботятся в гимназии и о сохранении здоровья учащихся: здесь регулярно проходят дни здоровья, спартакиады и спортивные праздники, в которых участвуют семьями.
На верном пути
Рассказывая о планах на будущее, Михаил Ранчинский обращает внимание, что гимназия, как и другие учреждения образования, сталкивается с необходимостью модернизации учебно-методической базы. Это первостепенная задача. В последние годы начала обозначаться проблема нехватки квалифицированных кадров: молодые специалисты получают педобразование и не идут работать по специальности.
«Еще одна трудность – детей «поглощают» социальные сети, что, безусловно, отвлекает от учебы, – обращает внимание директор. – Стало модно делать домашнее задание, используя искусственный интеллект и нейросети, что ставит под сомнение реальную успеваемость ученика и вызывает сложность для учителей, которые должны найти баланс между внедрением технологий в образовательный процесс и необходимостью контроля над качеством выполнения заданий».
Михаил Михайлович понимает, что эти трудности требуют комплексного подхода и активного участия всех заинтересованных сторон, ведь только совместными усилиями можно создать гармоничную и безопасную учебную среду для детей.
Сегодня гимназия продолжает уверенно двигаться к своей цели – подготовке высококвалифицированных, творчески мыслящих и социально ответственных граждан. Коллектив на верном пути.
«Системная работа будет приумножать наши достижения, так как в единое целое соединились устоявшиеся традиции качества обучения и воспитания, высокий профессионализм и чувство ответственности педагогов с талантом молодого поколения и его тягой к инновациям. А это дает стимул к развитию, – подчеркнул Михаил Ранчинский. – В планах – продолжить внедрять STEM-образование, точечно работать с высокомотивированными детьми, участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях. В следующем учебном году хотим сформировать инженерную группу учащихся. Также в Год благоустройства поработаем над эстетическим оформлением гимназии, чтобы преобразить учреждение внешне и внутренне».
Наталья КОНДРУСЕВИЧ. Фото Сергея ШАПОВАЛОВА.