Нефтяными маршрутами. Журналист МОЗЫРЬ NEWS узнала, где в Речице трудятся суровые буровики

1080

Столица белорусских нефтяников. Много раз, держа мало кому известной дорогой путь в Светлогорск и наблюдая из окна автомобиля нефтяные вышки, стоящие неподалеку, ловила себя на мысли, что хочу там побывать. И моя мечта сбылась: я оказалась очень близко к таким установкам. Только в Речице.

Немного истории

Пока ехали, наш сопровож­дающий, знаток нефтяного искусства со стажем, познакомил нас со многими интересными фактами о жидком «золоте».

Так, например, мы узнали, что слово «нефть» появилось, предположительно, в русском языке в XVII веке и пришло к нам из арабского языка. Проживавшие у берегов Тигра и Евфрата местные жители обратили внимание на темную жидкость, похожую на смолу, которая выступала на поверхность земли. Они назвали ее «каменное масло» и начали применять в качестве вяжущего материала при строительстве. Более жидкую нефть использовали для освещения, а также считали, что она обладает целебными свойствами и может заживлять раны и нарывы. И только во второй половине XIX века благодаря этому ископаемому мир узнал, что такое керосин.

В современное время более 50 % добытой нефти идет на горючее. И если сейчас мир откажется от нефти, то уровень жизни может откатиться на полтора–два столетия назад. Именно по этой причине нефть – «черное золото». Асфальт, техника, облицовка авто, полиэтилен, пакеты, кредитные карты, чехлы телефонов, краски, спирт, духи, косметика, жевательная резинка, некоторые виды обуви, паста зубная – все это производные сырьевых нефтепродуктов.

Я всегда думала, что нефть черная. Однако, как оказалось, она бывает всех цветов радуги. И на ее окрас влияет наличие примесей. По консистенции это ископаемое бывает текущим и вязким. А мировой нефтяной рынок делят на 3 марки.

Самый первый сорт появился в Техасе, второй – в Северном море, а третий вид – дубайский. Неф­тяные заводы строятся под конкретное сырье. Например, Мозырский НПЗ построен под марку российской нефти Urals, которая идет к нам по нефтепроводу «Дружба» из Татарстана.

Просто быт

А теперь представьте себе чистое поле, неподалеку лес. Ветер, снег, холодно, разъезженные покрышками автомобилей дороги, вагончики, как на севере.

Мы приехали на место добычи нефти посмот­реть, где трудятся суровые буровики, которые работают вахтовым методом по 12–13 часов в сутки 17 дней в месяц. Нас сразу попросили не шуметь – люди после смены спят. Мы зашли в вагончик к мастеру, где проходят совещания. Там же установлен компьютер, за которым в режиме реального времени можно наблюдать, что происходит внутри установок. Посетили местную столовую на колесах. Сразу отмечу, что меню у них разнообразное и вкусное. Особенно на ура зашли нам пирожки со сгущенкой. У нефтяников есть даже своя полевая сауна.
Со стороны кажется, что живи – не хочу. Хотя сами неф­тяники говорят, что их труд очень тяжелый. Приходится работать на воздухе при любых погодных условиях. Те, кто трудятся на самом верху нефтяных вышек, в течение рабочей смены вниз не спускаются и находятся там и в ветер, и в снег, и в дождь, и в палящее солнце.

Чтобы согреться после северного ветра и еще больше соприкоснуться с историей неф­тяного промысла, мы заглянули в музей, расположенный в Доме культуры нефтепереработчиков. Там прошли обряд посвящения в нефтяники, во время которого повторили клятву, тактильно смогли познакомиться с черным продуктом. Воспользовавшись возможностью, пообедали в принадлежащем нефтяной компании кафе блюдами с добавлением капельки «черного золота». Если честно, я ничего постороннего и невкусного не почувствовала.

Помнят и гордятся

Наше путешествие продолжилось по улицам города. Когда-то Речица была еврейским местечком, но годы Великой Отечественной войны и 90-е внесли свои коррективы.

А с приходом нефтяников город и вовсе очень изменился. Кстати, знаменитое пиво здесь уже не производят.

Еще нам показали улицу, где стоял дом Ефима Копеляна, уроженца Речицы. Того самого, который снимался в «Неуловимых мстителях», а еще озвучивал мысли Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Речицкая земля чтит своих выдающихся людей. Так, в деревне Черное Речицкого района установлена памятная доска Михаилу Громыко – известному поэту и автору первой пьесы о Франциске Скорине, геологу, который стоял у истоков белорусской неф­тедобычи, первому ученому, сделавшему предположение о наличии в Речицком районе залежей углеводородов. Кстати, как он нашел месторождение нефти? Начал изучать этимологию названий населенных пунктов. Вот, например, почему его родная деревня Черное так называется? Порасспрашивал местных, и они ему объяснили, что находили в окрестностях черную жидкость, которую использовали в качестве смазки для колес телеги. А вот жители соседней Гориводы рассказывали, что после сильной грозы вокруг их деревни мог случиться пожар на болоте. Так у Михаила Громыко и зародилась идея исследовать недра поглубже.

Также мы побывали в картинной галерее художника Александра Исачева, который расписывал стены кафед­рального собора Святого Архангела Михаила в Мозыре. И это еще не всё.

За ВДВ!

Выставка в маленьком городе, известная на всю страну, – так хочется охарактеризовать единственный в Беларуси музей истории воздушно-десантных войск и подразделений спецназа имени В. Ф. Маргелова.

Музей, которым заведует харизматичный человек, влюбленный в свое дело, бывший десантник и действующий руководитель центра специальной подготовки допризывной молодежи «Скиф» Владимир Габров. Он сам был инициатором и создателем музея, который открылся в 2013 году и поражает обилием экспонатов: несколько рядов фуражек войск различных стран мира, походное снаряжение, боевые дельфины (макеты) и образцы подводного боевого оружия для борьбы с ними, военная форма, фотографии знаменитых друзей, коллекция раритетных книг с подписями авторов. Есть даже книга, которая летала в космос. Орбитальная станция «Мир» утонула, а печатное издание хранится в музее.

Гордится бывший десантник своим знакомством с уже покойной Галиной Шуреповой, первой женщиной-водолазом в Военно-морском флоте СССР и первым в мире тренером боевых дельфинов. Она в советском фильме «Человек-амфибия» выполняла дубляж подводных сцен вместо Анастасии Вертинской. Дружит Владимир Габров и с семьей Василия Маргелова, чье имя носит местная гимназия.

На большом экране Владимир Васильевич и нам показал, каким трюкам учит своих воспитанников, и признался, что, когда сам впервые их исполнял, было страшно. Такая мужская искренность очень подкупает. По словам Владимира Габрова, в ВДВ и других специальных подразделениях могут служить только люди, отобранные по физическим характеристикам и морально-психологическим, волевым качествам, которым под силу выдержать трудные тренировки и выполнить сложные задачи.

Именно поэтому Владимир Васильевич не позволяет ребятам ныть, а воспитывает их в духе мужества и патриотизма.

«Некоторые «фокусы», которые выполняют мои учащиеся, не исполняются нигде»– говорит руководитель центра.

Он же дает мастер-классы по тактической военной медицине. Готовит инструктор в своей школе не только мальчиков со всего района, но и девочек, которые стараются от представителей сильного пола не отставать.

«Таких, как мои девочки, вы нигде не видели. Они вам понравятся», – подчеркнул десантник и показал нам небольшой фильм.

Об очень серьезной подготовке может свидетельствовать и тот факт, что некоторые его выпускницы работают телохранителями известных людей.
Я впервые увидела здесь экипировку снайпера и подводных пловцов. Кстати, женщины и девушки, посещающие музей с экскурсиями, как правило, задают более интересные вопросы, в отличие от мужчин, которые думают, что они все знают и ничего нового им здесь не расскажут.

Узнали мы и об истории создания парашюта. Еще в XV веке о нем упоминал Леонардо да Винчи, а первый в мире ранцевый парашют изобрел русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. Владимир Васильевич рассказал нам о рационе питания десантников и особенностях приема пищи в полевых условиях, о том, что влияет на полет пули, как появился спецназ, какие задачи выполняют боевые дельфины. Поделился, что до пандемии приезжали на экскурсию делегации из разных стран.

Покидали мы музей нехотя. Когда сталкиваешься с человеком, который горит своим делом, то рядом с ним заго­раешься сам.

Людмила ЛИПНИЦКАЯ
Фото автора


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: