Заведующий канцелярией прокуратуры Мозырского района Валентина Малащенко рассказывает о привлекательности и важности своей работы. Какова роль этой структуры в системе деятельности прокуратуры и как она помогает прокурорским работникам выполнять свои должностные обязанности?
Личное дело
Валентина Петровна рассказывает: «Я родом из деревни Мицуры Петриковского района. В 1983 году окончила Мозырское медицинское училище, работала в больнице в 1-м хирургическом отделении палатной медсестрой, затем в отделении лечебной физкультуры, но в итоге медицинскую карьеру пришлось оставить по причине аллергии на антибиотики.
Предложили работу секретаря-машинистки в прокуратуре – так началась моя основная карьера и трудовая биография. Это сегодня каждый сам себе секретарь: компьютер и ошибки подчеркнет, и нужную разметку подберет. А тогда работа машинисткой была не самой легкой: нужно было одной печатать тексты, написанные от руки, для всего коллектива.
Канцелярию возглавляла в те годы Зинаида Андреевна Сычева, и после ее ухода на пенсию в 1996 году я стала заведующей. Признаюсь, что вначале было очень тяжело. Многому по части делопроизводства пришлось учиться самой. Листала старые журналы, изучала примеры оформления учетных записей: работа в прокуратуре – это все-таки особая ответственность. Компьютеров не было, документооборот целиком бумажный. Приходили на помощь наши сотрудники, приезжали коллеги из Гомеля для деловых консультаций – я им всем благодарна».
Не бумажная работа
…Признаемся, у нас нередко сочетание «канцелярская работа» вызывает скорее негативные эмоции, становясь синонимом волокиты и бюрократизма. Насколько это верно?
«Для прокуратуры делопроизводство – одна из важнейших составляющих, – уверена Валентина Петровна. – Все исполненные прокурорскими работниками документы в итоге поступают к нам в канцелярию, где они должны занять свое точное место в папках и файлах. И это задача именно канцелярии – знать, где какой документ находится, чтобы в нужный момент его моментально представить по запросу. Поэтому волокита возникает именно там, где нет требуемого порядка. Он обязателен и по той причине, что у нас все документы взаимосвязаны: каждая информация подается с учетом данных за прошедший период, и эта цепочка не должна прерываться ни в одном звене.
Конечно, компьютеры значительно облегчили работу, но бумажные носители не отменены, и без человеческой памяти обойтись невозможно. Прошлогодний ураган показал, что полагаться на одни компьютеры пока преждевременно».
Характерные особенности
Какие качества приобретает человек, ежедневно работая с бумагами?
«Когда-то главным плюсом моей работы для меня, когда прокуратура находилась на улице Саета, было то, что она находилась рядом с домом и можно было присмотреть за детьми, – с улыбкой признается Валентина Малащенко. – При этом характер моей деятельности удачно совпал с моим стремлением все приводить в порядок: разыскать, положить на свое место, систематизировать, упорядочить…
Любая работа учит. Так я стала рассудительной, научилась планировать каждый день и жизнь. Все-таки надо уметь торопиться не спеша, без «там видно будет» и «потом посмотрим», верно определять приоритеты, правильно распоряжаться своим временем.
При этом не смешиваю дом и работу: командовать я не люблю, все свои рабочие привычки оставляю за порогом дома. Стараюсь помочь всем, но только когда просят. Если нет, то и не навязываюсь со своими расспросами.
Ну и, конечно, всегда надо помнить известный советский плакат «Не болтай!», не показывая свою осведомленность, где это неуместно».
Это важно
Нужны ли особые достоинства и личностные качества, чтобы работать в канцелярской тиши, как это принято считать?
«Во-первых, необходимо терпение, – с ходу называет Валентина Петровна. – Обязательно уважение к окружающим. Вокруг меня работает в основном молодежь, но служебную субординацию никто не отменял. А еще когда-то давно прочитала, что незнакомых людей старше 13-ти лет надо называть на «вы». Я в прокуратуре по возрасту самая старшая, и новички порой удивляются моей манере обращаться к ним таким образом, но я уже не могу иначе.
Считаю, что человека надо уважать с первых минут его появления в коллективе. Часто любят ворчать, мол, пришел на работу новичок, который мало в чем разбирается. Но хорошо бы помнить, как сами пришли такими же желторотыми и не знали, за что взяться.
Очень люблю людей любознательных, которые не боятся задать лишний вопрос, интересуются всем, что касается работы. По человеку сразу видно, когда он всерьез собирается трудиться в этой профессии. Сегодня на работе невозможно сказать, что якобы «это не моя сфера деятельности». Нужно пусть не знать все досконально, по разбираться надо во в всем, в том числе и в делопроизводстве».
Слова признательности
Сегодня Валентина Петровна работает уже при восьмом руководителе Мозырской районной прокуратуры. Существует ли идеальный начальник, как порой думают многие, часто меняя место работы?
«Объем работы не зависит от того, кто твой начальник, – объясняет Валентина Малащенко. – Надо просто добросовестно выполнять свои должностные обязанности.
Все мозырские прокуроры, с кем мне довелось работать, проявили себя с лучшей стороны, как с профессиональной, так и с личной. Все они ценили специалистов, при необходимости и сами не стеснялись прийти посоветоваться, потому что главное – польза дела.
И я благодарна всем, с кем работала. Все поддерживали в коллективе здоровый микроклимат. Старалась и сама никогда никого не подводить».
Надежная опора
«Сделать все вовремя!» – пожалуй, таков негласный девиз заведующего канцелярией Валентины Малащенко.
К примеру, если ее подразделение плохо выполнит свою работу, то может сорваться судебный процесс. Суды назначаются каждый день, поэтому необходимо организовать деятельность так, чтобы каждый прокурорский работник пришел в зал суда не просто вовремя, но и во всеоружии, взяв с собой все необходимые документы, которые заботливо собирает канцелярия. Роль этой структуры незаметна, но она организует каждый рабочий день, чтобы своевременно были рассмотрены различные документы, отправлены запросы, письма приходили по назначению, а все звонки из вышестоящих органов получали точные правильные ответы.
«Если кто-то думает, что канцелярия – это тихая пристань, то вынуждена разочаровать, – подчеркивает Валентина Малащенко. – Тем, кто собирается прийти сюда на работу, советую уже сегодня учиться терпению, уважению к людям и настроиться на постоянную учебу по освоению новой техники и программ. Ну и желаю удачи в этом увлекательном деле».
Дмитрий КУЛИК.
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА.