Сергей Боровик: «Нужна охота на «зайцев»

88

В последнее время стал замечать, как в автобусах, курсирующих без кондукторов, многие пассажиры не оплачивают проезд, хотя едут не одну остановку. А некоторые «зайцы» и вовсе начинают возмущаться, когда контролер просит оплатить штраф за безбилетный проезд.

Любишь кататься – люби и за проезд платить. Казалось бы, аксиома. Но почему между пассажирами и контролерами часто возникает недопонимание? Борьба с безбилетниками в общественном транспорте – больная тема для транспортников. Меры по выявлению «зайцев» предлагаются чуть ли не ежемесячно. Но их количество не уменьшается.

Наблюдал в автобусе такую картину. На остановке в салон зашла женщина пенсионного возраста, которая со спокойной душой села на свободное место. На следующей остановке в автобус зашла девушка-контролер. Когда она подошла к женщине и спросила, что у нее за проезд, то получила довольно резкий ответ: «Ничего. Я только – одну остановку». Затем начала возмущаться, что в городе общественный транспорт ходит не по расписанию. В итоге женщина вышла на ближайшей остановке, так и не оплатив ни проезд, ни штраф. Хотя по законодательству пассажир, проехавший одну остановку без проездного билета (талона) или с талоном, но без отметки компостера, уже считается безбилетным. За это полагается штраф в размере от 0,5 до 1 базовой величины (от 20 до 40 рублей). Но даже это не останавливает «зайцев» от идеи проехать на халяву.

К слову, в некоторых странах сумма штрафа за безбилетный проезд чрезвычайно высока, так что лучше купить талон. Существует и практика прогрессивного штрафа. Предположим, вы по каким-то причинам не успели купить талон или забыли проездной дома. В случае встречи с контролером получаете минимально возможный штраф. Однако если попадетесь снова в течение года, то размер штрафа увеличится многократно. Отмечу, что такая практика уже применяется в системе Госавтоинспекции.

Так почему же пассажиры не хотят оплачивать проезд? Такие люди, по мнению психологов, делятся на четыре категории. К первой относятся те, кто не платит по принципиальным соображениям. Они считают, что стоимость проезда завышена, да и качество обслуживания на низком уровне. Вторая категория – те, у кого особое отношение к карманным деньгам, они практически полностью перешли на расчет пластиковыми картами. Третья категория – это люди морально опустившиеся, неработающие и при этом пьющие, у которых реально нет денег.

Люди, относящиеся к четвертой категории, своих недостатков не замечают, не ощущают и не понимают. Вы до них не достучитесь. И таких большинство. Они вполне могут отвечать на просьбу оплатить проезд словами «одна остановка не считается». Их много, вот они и думают, что управы на них не найдется.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: