Одним из последствий Люблинской унии 1569 года, объединившей Королевство Польское и Великое княжество Литовское, стало активное насаждение католицизма в православном обществе белорусских земель, в том числе и под видом унии.
В 1747 году Мозырский протопоп Феодор Савицкий в одном из писем жаловался, что в его ведомстве из 50-ти церквей оставалось всего 7, все прочие захвачены уже униатами. При этом в Мозыре католичество встретило сильный отпор со стороны православных, которые, «изнемогая в неравной борьбе, обращались к казакам и сами участвовали с ними во многих войнах против поляков».
Издание 1864 года «Приходские церкви и монастыри Мозырского уезда…» повествует, что примером преданности своей православной вере была мозырская жительница Анна Гулевич, жена маршалка Степана Лозки. Киево-Братское училище испытывало притеснения от пришлых иезуитов и доминиканцев, а в 1614 году пожар истребил Богоявленскую церковь и само училище. Средств для восстановления церкви и школы не было, и в это время Анна Гулевич с согласия своего супруга подарила и отдала в вечное владение наследственные свои имения, свой дом с землями в Киеве для основания нового монастыря, больницы и школы для детей всех сословий.
Стоит отметить, что украинские источники уточняют, что подлинное имя благодетельницы – Елизавета (она же Галшка Гулевичевна): «Не стоит путать с Анной Гулевичевной, племянницей Галшки, которая была замужем за родным братом Степана Лозки».
…К сожалению, сегодня все чаще политика вмешивается в самые разные сферы. Образовалась Православная Церковь Украины, непризнанная Священным Синодом Русской Православной Церкви, которая канонизировала эту женщину, причислив к лику святых как святую праведную Елизавету Гулевич.
Впрочем, мы уверены (надеемся, что читатели с нами согласятся), что вне зависимости от политической конъюнктуры эта женщина, ставшая частью истории Мозырщины, достойна всяческого уважения и преклонения за свое подвижничество и преданность своей вере.
Дмитрий КУЛИК