Как «намотать» себе на штраф. В рейде узнали, на что идут мозыряне, воруя электричество

4823

Бытует мнение, что сложно работать с людьми. Особенно с нарушителями: воришками и неплательщиками. Так ли это на самом деле?

Из чего состоят будни рейдовой бригады Мозырского межрайонного отделения филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго». На днях с руководителем оперативной бригады Сергеем Левкевичем и инженером Дмитрием Мартиновичем отправились по адресам.

Не пойман – не вор?

«За годы нашей работы бывали случаи, когда граждане и собак отвязывали, и с инструментами в руках нас встречали, чтобы не дать нам войти в помещение, – рассказывает Сергей Левкевич, пока едем в служебном автомобиле. – Сейчас во время работы ведется фото- и видеофиксация, поэтому люди стали вести себя дружелюбнее».

Первый потребитель, к которому заехали, живет в Литейном переулке. Он утверждает, что не ворует электроэнергию. Ему 56 лет. Раньше у него была квартира в городе, но за неоплату ЖКУ ему в судебном порядке поменяли место жительства. Официально безработный и за коммунальные услуги не платит. Из электрического освещения в доме – лампочки, телевизор, элетроплитка. Говорит, что электричеством не пользуется, а на счетчике – 3227 кВт.ч.

«Ранее заходили к нему в дом, отключали официально счетчик. Но после нашего ухода он находит лазейку и, в отличие от других, которые воруют, подключается под счетчик, как бы удлинив провода», – объяснил Сергей Владимирович.

Действительно, официального воровства электроэнергии нет, нет и платежей за электричество, зато есть факт самовольного подключения в счетчике. Обрезать кабель, чтобы его отключить, нельзя, так как в другой части дома проживают люди. Возможно, будет принято решение обесточить это помещение на вводе: снять провод, который идет от опоры. Дело можно не доводить до отключения: если человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, обратится с заявлением, то ему предоставят рассрочку платежа.

Если бытовой пользователь не пускает службу энергосбыта к счетчику, то оформляется акт недопуска, а негостеприимному хозяину дают 10 суток на раздумья. В противном случае с нарушителями разбираются вплоть до прекращения подачи электроэнергии. Если протокол составлен на должностное лицо, то его передают в прокуратуру для дальнейшего разбирательства. Это случается редко и больше касается предприятий, находящихся в стадии ликвидации.

«Бывает, что доступ к счетчикам предоставляют и видно, что по показаниям оплачено верно и вовремя, но, если возникает подозрение, что жилец электричество ворует, мы ему устанавливаем сплит-счетчик, который считает электроэнергию на опоре», – продолжил Сергей Владимирович.

Не горюет, но ворует

Владелец дома по улице 17 Сентября проживает с семьей, однако расход электроэнергии составляет около 30-ти киловатт в месяц. В доме нет газового и центрального отопления, зато есть холодильник, стиральная машина, электрический свет, микроволновка, утюг и другое.

«Взяли этот объект под наблюдение. Подъезжали к дому, связывались со счетчиком дистанционно и видели, что он показывает нулевое значение, а измерительные приборы считывали, что идет сила тока 5–6 ампер, что соответствует уровню потребления электроэнергии небольшого обогревателя. Это значит, что где-то сделана врезка в одной линии прибора учета и идет пользование электрической энергией», – пояснил Сергей Владимирович.

Отличие этого абонента от предыдущего в том, что это состоятельный человек. Кроме коттеджа, у него есть подсобные помещения, сарай, ведется стройка, имеется транспортное средство, но нет желания платить. И он выбрал другой вариант: мимо счетчика брал энергию. Ситуацию спас установленный сплит-счетчик, который считает количество потребляемой энергии прямо с линии, и, чтобы украсть электричество, надо сделать наброс на провода, которые идут по улице, что будет явно заметно.

«Мы можем подъехать к дому, открыть ноутбук, ввести номер абонента и связаться с его прибором для проверки показателей потребляемой электроэнергии, – отметил Сергей Владимирович. – И сравнить, сколько идет по проводам (есть специальные приборы, которые вешаются на линии электропередач) и дистанционно снять показания».

Также этот счетчик имеет радиус действия 150 метров в разные стороны, соединяется с другими счетчиками «Аистами», снимает с них информацию и передает цифры в энергосбыт. Так и сделали. Было зафиксировано, что у этого абонента за 2 месяца набежало 1361 кВт.ч. Ранее «экономный» гражданин за свои проделки уже возмещал ущерб, получал штраф и административное правонарушение.

Следует отметить, что электронный счетчик обмануть сложно. Он не подвергается отматыванию и на него не действуют магниты. Со временем эти сплит-системы планируется устанавливать на каждое домовладение.
Электронные счетчики «Аисты», которые сейчас установлены везде, между собой связываются с главным счетчиком и передают данные. Потом эти сведения обрабатываются абонентской службой и передаются до 10-го числа на почту и в банки. И человек, даже забыв переписать показания, может оплатить счет за электричество.

Счетчики – на учете

Следующий адрес посещаем по «наводке».

Заявка службы по расчетам с юридическими лицами сообщила, что 3 месяца подряд один из магазинов города, принадлежащий частному лицу, платит за электричество по фиксированным данным расхода 1299 кВт.ч.

«Такое только в казино бывает», – отметил Сергей Владимирович.

При проверке показаний счетчика на месте действительно обнаружены нарушения. Сергей Левкевич разъяснил, что у каждого юридического лица имеется лимит. До 20-го числа текущего месяца юрлицо может обратиться с письменным заявлением об увеличении этого лимита. Но, чтобы написать обращение, требуется время, и поэтому некоторые плательщики передают цифры под лимит, то есть сколько запланировали на месяц. Таким образом, юридическое лицо не занимается воровством, но передало данные на 3 тысячи меньше киловатт, чем должно. С ним предстоит разбирательство. Ответив на вопросы продавцов о пользовании электроэнергией в быту, двинулись дальше.

Нарушителей найдем

«Проводится работа с фидерными балансами и подстанциями. Допустим, мы отпустили энергии 100 тысяч кВт.ч на подстанции, где стоят счетчики, которые ежемесячно мониторят. И видим, например, что подключенные объекты от этой подстанции оплатили не всю сумму. Фидеры нам показывают на какой подстанции произошла утечка», – пояснил Дмитрий Мартинович.

Не всегда можно утверждать, что абонент ворует электроэнергию. Бывает недоплата, например, или прибор учета сломался.

«Только наша оперативная бригада за 2024 год совершила 164 рейда, по результатам которых составлен 191 акт о нарушениях «Правил электроснабжения» и хищениях электрической энергии, что составило 562 тысячи кВт.ч. и 277631,6 рубля ущерба. За год специалисты нашего отделения провели 941 рейд, выявив факты недостачи на 895000 кВт.ч. и 400500 рублей ущерба. Уже за январь 2025 провели 34 рейда, составили 95 актов на сумму 33187,4 рубля», – привел сухие цифры Сергей Владимирович.

Последней точкой нашего маршрута стало ГУО «Средняя школа № 10». Инспекторы побеседовали с администрацией и вручили памятки по электробезопасности.

Людмила ЛИПНИЦКАЯ. Фото автора


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: