Как выстроить конструктивный диалог?

78

Все мы разные люди, и наши различия могут стать основой для раздора, а могут быть возможностью для взаимообмена. Для реализации второго сценария особое значение имеет готовность двух сторон быть в диалоге. Именно в диалоге, а не в споре.
Что такое диалог? На мой взгляд, это интеллектуальное и духовное соприкосновение двоих и более людей, имеющих взаимный интерес к общению и готовых искусно сочетать внимание как к себе, к своим интересам, своей точке зрения, так и к другому, его интересам и его точке зрения. Диалог предполагает стремление к пониманию друг друга и подразумевает терпение находить общее видение в интересуемом или проблемном вопросе. Тогда общение становится основой для новых идей, новых решений, открытия новых ресурсов.

Когда же возможен полноценный диалог? Вот некоторые условия. Первое – заинтересованность обеих сторон во взаимодействии по какому-то общему вопросу. Важно, чтобы собеседники имели желание терпеливо двигаться к взаимоприемлемому сценарию. Здесь важно осознать, что нас связывает и имеет ли это сильную взаимную значимость.

Второе условие – осознание, что опыт других людей уникален и важно проявить чуткость к тому, что пережил наш собеседник. В связи с этим вспоминается одна история, которую связывают с именем индийского философа Махатмы Ганди. У одной женщины ребенок заболел сахарным диабетом, врачи запретили ему есть сладкое. Но он любил сладости и не слушал мать. Один человек посоветовал: «Вам поможет Махатма Ганди, он святой». Тогда она пошла к мудрецу и попросила его сказать мальчику, что тому нельзя есть сладкое. Ганди согласился и попросил мать с ребенком прийти через две недели. В назначенный срок Махатма сказал: «Мальчик, не ешь сладкое». С того дня ребенок перестал есть сладости. Женщина спросила Ганди, почему ей надо было подождать две недели. Тогда тот ответил: «Эти две недели я сам не ел сладкое».

Третье условие – умение уверенно, спокойно и ясно доносить свою позицию. При этом важно не иметь однозначные ожидания, что другой обязательно должен согласиться с нашей точкой зрения. Важнее терпеливо прояснять то, что важно нам, и помнить то, что важно другому.

Четвертое условие – уметь безоценочно принимать личность и жизненный путь других людей.

«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся, – говорит Далай-лама XIV. – И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить».

Самое ценное в этой идее, на мой взгляд, не столько знание, как «правильно жить» (об этом все же сам человек должен решать, доверяя совести, внутреннему голосу), сколько акцент на том, что нам полностью не доступно то, что пережито другими людьми, и потому так важно их не судить.

Живите, любите, созидайте…

Михаил ДЫГУН, кандидат психологических наук, преподаватель
УО «МГПУ им. И. П. Шамякина», практикующий психолог


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: