Психолог – мозырянам: «Будьте внимательными и максимально присутствующими в при общении с детьми»

95

Важнейшее условие благополучной жизни и хороших взаимоотношений с близкими людьми – быть принимаемым и понятым.
И очень важно каждому из нас чувствовать, что, когда мы чем-то делимся, нас по-настоящему слышат. Часто же мало кто способен по-настоящему слушать. Дефицит такого слушания рождает непонимание, отчуждение, замкнутость, конфликты. Не случайно многие психологи говорят о том, что для психического здоровья человеку важно создать условия, при которых он будет чувствовать, что его без оценочно принимают, ему искренне сопереживают и заинтересованы в диалоге с ним.

Экхарт Толле заметил, что один из важнейших даров, которые мы можем дать другому человеку, – быть внимательным и максимально присутствующим в настоящем при общении с ним. «Внимательным» в таком случае означает нашу готовность полностью сосредотачиваться на том, чем делится человек. Важно не столько пытаться интерпретировать и анализировать слышимую информацию, сколько чувствовать свой внутренний отклик на то, что говорится.

Умение слушать особенно важно при общении с детьми. Недаром известный психолог и специалист по детской психологии Юлия Гиппенрейтер одну из книг назвала «Чудеса активного слушания». Она считает, что для того, чтобы по-настоящему услышать детей, взрослым важно:

– озвучивать переживания ребенка. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, самое главное – дать ему понять, что вы чувствуете его, слышите его и ощущаете его переживание; для этого нужно озвучить, что он, как вы это поняли, в этот момент чувствует;

– быть повернутым к ребенку. Наши глаза должны быть на одном уровне. Наш взгляд, наша поза, всё наше внимание должны отражать нашу заботу и заинтересованность выслушать и понять. Часто же мы в ситуации, когда близкого человека что-то всерьез тревожит, строим разговор мимоходом, отвечая сверху вниз или попутно глядим в телефон или в телевизор;

– не задавать вопросов, а стараться найти верные утвердительные фразы, через которые мы показываем свою заинтересованность в ребенке. Юлия Гиппенрейтер замечает: «Вопросы – это не самый лучший способ выразить сочувствие. Как часто на вопрос «Что-то случилось?» мы слышим «Ничего!» Расстроенному ребенку может показаться, что родитель интересуется внешней стороной истории и не хочет вникать в его переживания. Утвердительные фразы, пусть даже ошибочные, выражают то, что родитель настроился на «эмоциональную волну» ребенка и старается его понять»;

– делать паузы. Если ребенок задумался, замолчал, не нужно засыпать его своими предположениями и замечаниями. Пауза дает время прислушаться, подумать, разобраться в своих переживаниях и лучше почувствовать, что мы рядом и никуда не спешим.

Живите, любите, созидайте…

Михаил ДЫГУН,
кандидат психологических наук,
преподаватель УО «МГПУ им. И. П. Шамякина»,
практикующий психолог


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: