МОЗЫРЬ NEWS

Режиссер Мозырского драмтеатра Светлана Джелиева – о личном пути на сцену, репертуаре, актерской труппе и ближайшей премьере

Режиссер –постановщик Мозырского драматического театра им. И. Мележа Светлана Джелиева– о личном пути на сцену, репертуаре драмтеатра, актерской труппе, зрителях и ближайшей премьере.

Светлана Ацамазовна официально вступила в должность режиссера-постановщика в ноябре 2024 года, но ставит спектакли с 2016-го. Почти 9 лет она занимается любимым делом – оживляет задумку, превращает ее в красивое действие. Всего поставила уже порядка 15 спектаклей, включая детские сказки. При этом сама активно играет на сцене. Рассказывает, что нужно пройти по долгому тернистому пути, прежде чем постановку увидит зритель.

«Случается такое, что изначально в голове была одна идея, но на выходе спектакль получается совсем другим, – делится режиссер-постановщик. – В основе, конечно, остается взгляд режиссера на определенное произведение. Он выносит из текста мысль, которую хочет донести зрителям. При этом произведение и спектакль могут кардинально отличаться. Главное слово – за мной: беру за основу авторский текст и дополняю своим виденьем. Режиссерский замысел остается ключевым, но на этапе обсуждения спектакля, в так называемый «застольный период», когда мы определяем взаимоотношения персонажей, характеры героев, задачи и сверхзадачи. Окончательно определяемся, для чего оживляем именно это произведение, чем оно актуально, что хотим сказать зрителю. И дальше переходим к разбору персонажей: кто они, какую роль играют в этом произведении, как относятся друг к другу? Только после этого идем на площадку и начинаем репетировать. «Застольный период» должен быть обязательно, потому что без обсуждения характеров, событий, истории персонажей, а порой они не читаются в тексте и мы их додумываем, переходить к непосредственной игре на сцене невозможно. Это будет фальшь, а нам важно именно проживать события. Для этого актер должен понять и принять своего персонажа, стать им».

– Какие темы для Вас важны?

 В широком смысле – тема любви человека к жизни. На контрасте того, как она коротка, показываем человеческие поступки, отношение друг к другу, способность и желание любить. Это извечные темы, но они как-то особенно актуальны сегодня. В мире, где постоянный поток информации, многое доступно, люди теряют ценность эмоций. А они – в основе нашего существования. Зрителя сложно удивить, но мы стараемся. Как режиссер, придерживаюсь мысли, что постановки должны не только развлекать, но и заставлять смотреть вглубь себя, анализировать, чувствовать. Мы проживаем историю на сцене, поэтому каждый спектакль проигрывается по-разному.

– Как выбираете пьесу?

Изначально беру то произведение, которое меня цепляет, чтобы было занятно с ним работать. Анализирую, будет ли оно захватывающим для зрителя в конкретный временной период. Думаю и о том, будет ли оно интересно артистам, ставлю себя на их место. Учитывая тот факт, что у нас маленькая труппа, важно попасть в количество персонажей. Если некому сыграть роль, к сожалению, произведение уходит на полку. Тут всё должно сойтись. Когда зритель видит конечный продукт, он не всегда понимает, сколько этапов прошла постановка от момента задумки режиссера до генерального прогона.

– Светлана Ацамазовна, почему Вы связали жизнь с театром?

– Чувствовать себя комфортно на цене начала еще в школьные годы. До 9 класса училась в Бобренятской базовой школе, после перешла в СШ № 12. Затем поступила в Могилевский колледж искусств. Участие в мероприятиях, выступления перед публикой предопределили выбор профессии. Выучила роль и впервые сыграла в спектакле уже в колледже. Как окончила его, вернулась в Мозырский драмтеатр в качестве актрисы. Параллельно поступила в Белорусский государственный университет культуры и искусств и отучилась на режиссера. Совмещать учебу и работу получалось, поскольку после пожара в театре мы играли спектакли в среднем раз в месяц на сцене Городского дворца культуры. Или выезжали с детскими постановками. Конечно, сейчас график более плотный, но тогда успевала и учиться, и работать.

Открытие театра после ремонта стало грандиозным событием для нас и для всех мозырян. Зритель начал возвращаться – сегодня все меньше пустых мест в зале, причем не только на премьерах. Однозначно, играть для полного зала приятнее и азартнее. Окрыляет то, что молодежь идет в театр. Мы рады каждому зрителю, который приходит на спектакли по любви и по зову души. Хотелось бы, чтобы становилось больше ценителей искусства, любящих театр и осознающих его глубину и ценность.

– Расскажите о коллективе. Что объединяет?

– Нас немного – всего 18 человек. Для меня было открытием то, что наша труппа – одна из самых молодых в стране. Самой юной артистке 24 года, самому опытному 60. Сейчас молодежь выбирает эту профессию все реже. Но таким маленьким составом мы закрываем культурные потребности зрителя.

Репертуар драмтеатра разнообразный. Он был грамотно выстроен Романом Матвеевичем Цыркиным, который долгое время работал главным режиссером в нашем театре, сейчас служит в Минском областном драматическом театре. Хотелось бы придерживаться той репертуарной политики, которая сложилась на сегодняшний момент, ведь классика актуальна во все времена и обязательно должна быть на сцене. Конечно, в новом прочтении, но без резких перегибов. Да, людям нужны и легкие комедии выходного дня, чтобы прийти и отдохнуть, и семейные постановки – все это имеет место в нашем репертуаре.

– Каких принципов Вы придерживаетесь как руководитель?

Я недавно в этой должности, но давно в этом коллективе. Мы хорошо знаем друг друга и понимаем порой без слов. Коллеги знакомы с моими плюсами и минусами как режиссера. И даже если возникают спорные моменты, они быстро решаются. Мы часто бок о бок на сцене – это роднит и сплачивает.

– Какая Ваша любимая роль?

– Сложно выделить одну, люблю каждую. По-разному отношусь к ним, но все дороги одинаково. Даже маленький эпизод становится частью тебя, если проживаешь его по-настоящему. Если ты веришь в происходящее, погружаешься, пропускаешь через себя, то внутри в любом случае остается отпечаток. Кажется, что легко сыграть комедийного персонажа, но это не так. Актер должен поверить в происходящее и стать на время другой личностью.

– Светлана Ацамазовна, чем порадуете зрителя в ближайшее время?

27 марта в Международный день театра покажем премьеру по мотивам одноименной повести Владимира Короткевича в жанре мистического реализма «Ладдзя Роспачы». Это одно из самых сложных произведений белорусского классика. Спектакль поставлен на белорусском языке в достаточно сложном жанре, когда нереальные истории переплетаются с реальностью. Сложные персонажи, сложные актерские работы. В основе – прекрасная история и глубокая философия о смысле и любви к жизни, о человеческих поступках… Очень много тем переплетено.

Та форма, в которой подается спектакль, вызовет разные реакции, возможно, даже споры. Но мы не ищем легких путей. Само это произведение – уже своего рода вызов. Мне, как режиссеру, азартно было работать с текстом – это стало заданием со звездочкой. Из бездонного океана тем и линий я выбирала, какие вынести на первый план и показать на сцене. Не будет деления на добро и зло, плохих и хороших. Есть просто история, и вся наша жизнь как ладья, наполненная поступками, мыслями, взаимоотношениями, которая плывет по воде и к чему-то рано или поздно причалит…

Приходите на премьеру и всё увидите сами.

Беседовала Наталья КОНДРУСЕВИЧ

Exit mobile version