МОЗЫРЬ NEWS

Алексей Маршалов: «Официальные представители государственных организаций не звонят через мессенджеры»

Доля преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий в общей структуре преступности в Мозырском районе составляет от четверти до трети.

Как государство борется с этим видом преступности и как самому обезопасить себя от натиска интернет-аферистов, рассказывает начальник 2-го следственного отделения Мозырского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь подполковник юстиции Алексей Маршалов.

Не только хищения…

– Компьютерная преступность – это только про отъем денег мошенническим способом?

– К сожалению, криминал шагает в ногу со временем вместе с развитием информационного пространства и технологий. В этот раздел можно отнести преступления, связанные с различного рода хищениями: мошенничество, хищение с использованием компьютерной техники, вымогательство, несанкционированный доступ к компьютерной информации, ее блокирование и уничтожение.

Также при помощи сети Интернет и иных ИКТ и приложений происходят сегодня незаконный оборот наркотиков, преступления против половой свободы и половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних (развратные действия), распространение порнографии.

С использованием ИКТ совершается значительное количество преступлений экстремистской и деструктивной направленности, связанных с совершением различных действий на определенных ресурсах, в том числе электронных, телеграм-каналах, группах, чатах, которые признаны экстремистскими.

Портрет потерпевшего

– Пострадавшие – это только люди пенсионного возраста?

– Если говорить о совершении хищений с помощью информационно-коммуникационных технологий, то выделить какие-то отдельные категорий граждан, которые чаще всего становятся жертвами таких преступлений, невозможно. На удочку кибермошенников попадаются и граждане со средним образованием, и с двумя вузовскими дипломами, всех возрастов, социальных групп, мужчины и женщины. Среди пострадавших есть даже работники банков. Надо признать, что эти преступники своими уловками умеют находить подход к разным группам.

Часто пострадавшими от таких преступлений становятся пенсионеры, граждане предпенсионного возраста. Это одна из наиболее законопослушных категорий граждан. Когда им поступают звонки от лиц, которые представляются сотрудниками различных госучреждений, правоохранительных органов и сообщают о необходимости совершить какие-то действия (например, в целях проверки личных данных, смены тарифного плана) либо угрожают потерей денег или проблемами с законом, если не будут выполнены определенные действия со своими персональными данными и средствами платежа, то такие граждане слепо доверяют звонящим мошенникам, выполняют все их инструкции и в итоге теряют свои накопления.

Граждане из этой категории наиболее часто становятся потерпевшими и от такой формы мошенничества, которую условно можно назвать «Мама, помоги! (или «Алло, мама!»). Совсем недавно несколько мозырских пенсионеров, к сожалению, попались на эту удочку. В одном случае женщина лишилась 10-ти тысяч рублей, в другом – мошенники едва не поживились 5-ю тысячами долларов.

Напомню суть этой формы мошенничества: махинаторы звонят гражданину, представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что кто-то из его близких родственников виновен в дорожно-транспортном происшествии, от которого причинен серьезный вред здоровью, за что предусмотрена уголовная ответственность; однако пострадавшая сторона согласна «уладить» проблему с законом при выплате им определенной компенсации, при этом деньги нужно передать в кратчайший срок. Зачастую трубку передают псевдородственнику, виновному в происшествии, который подтверждает слова звонящего. В ходе дальнейшей беседы преступники выясняют у гражданина, какое количество денежных средств у него есть в наличии, после чего дают указание передать деньги человеку, который приедет от звонящего через непродолжительное время.

– Когда поступает новость, что мошенники обворовали очередного пенсионера, у многих возникает вопрос: почему преступники так точно попадают на пенсионеров? Может, им кто-то сливает информацию?

– Фактов распространения личных данных мы не выявляли. Но могу отметить следующее. Люди нередко, регистрируя свой аккаунт в мессенджерах либо создавая страницы в социальных сетях, размещают личные данные о себе, в том числе сообщают сведения о своем возрасте. Зачастую мы сами в сети Интернет размещаем большое количество персональной информации, которая может быть использована против нас.

Кстати…

– Может, стоит также обратить внимание наших граждан на то, что стремление «откупиться» от представителей закона вообще-то незаконно и уголовно наказуемо?

– Несомненно. В реальности попытка уладить вопросы в стиле «может, договоримся?» чревата уголовной ответственностью за дачу взятки и не является способом решения проблемы.

Когда совершается какое-то правонарушение, обстоятельства его совершения выясняются в ходе разбирательства с виновником и пострадавшим. И только при личном, а не по телефону, общении с сотрудником правоохранительных органов. Все вопросы, связанные с возмещением вреда от совершенного правонарушения, рассматриваются в ходе разбирательства, предварительного следствия по уголовному делу, однако не решаются по телефону.

След остается

– Как борется с киберпреступностью Следственный комитет?

– Если преступление совершено, включаются все уголовно-правовые механизмы: возбуждается уголовное дело, изымается необходимая документация, информация, допрашиваются потерпевшие, подключаются сотрудники органов внутренних дел, проводятся необходимые мероприятия, направленные на установление лиц, совершивших преступление, в том числе работаем с цифровым следом, который оставляют преступники.

Конечно, я не могу раскрывать отдельные тактические ходы и возможности, методики расследования и раскрытия этих преступлений, но положительные примеры раскрытия таких правонарушений и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности имеются. Преступные следы остаются всегда, в том числе и в цифровом пространстве, с помощью которых удается вычислить как организаторов, так и тех, кто оказывает помощь в совершении подобных злодеяний.

Еще одна из форм борьбы с подобными преступлениями – просветительская и профилактическая работа: выступления в СМИ, в трудовых коллективах, чтобы донести необходимую информацию и предупредить наших граждан об уловках и приемах мошенников.

«Положите трубку!»

– Как противостоять напору телефонных аферистов?

Наш главный посыл: при малейшем сомнении и подозрении, что дело нечисто, как можно скорее прервать разговор.

Первый звоночек: официальные представители различных организаций не звонят через мессенджеры, а при звонках по стационарному телефону не предлагают продолжить общение в каком-либо мессенджере. Поэтому лучшее решение – немедленно прекратить разговор. Если есть сомнения, позвоните по короткому номеру своего обслуживающего банка, государственного учреждения, работником которого представляется звонящий, в правоохранительные органы, чтобы уточнить информацию.

Хотелось бы обратить внимание на то, что зачастую если мошенники в общении с лицами всех возрастов слышат, что человек не совсем владеет техникой и что-то не может сделать, уточняют, можно ли перевести общение в Телеграм. В этом мессенджере есть функция демонстрации экрана. Часто преступники предлагают активировать ее, потому что тогда они видят всё, что происходит на экране вашего гаджета. Соответственно, все операции, которые вы производите после включения этой функции на своем телефоне: введение паролей, логинов, получение сообщений с ключами доступа и другое, – оказываются в распоряжении зло- умышленников, и они затем оформляют на граждан кредиты, похищают деньги со счетов.

Также не стоит устанавливать навязываемые в ходе разговоров приложения и программы, особенно если вы не знаете их назначение. Зачастую эти программы имеют в своем названии слово «DESK», они являются приложениями для получения удаленного доступа к рабочему столу вашего гаджета, когда вы их активируете, и дают возможность совершать различные операции на вашем электронном устройстве.

Дмитрий КУЛИК
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА

Exit mobile version