В тех, кто пытался бежать, стреляли. История супругов Мышковец – узников концлагеря «Озаричи» – трогает до глубины души

161

Участие в областной патриотической акции «Кораблик надежды», посвященной детям, пострадавшим в годы Великой Отечественной войны, подарило мне возможность познакомиться с узниками концентрационного лагеря «Озаричи» – Евгением и Ксенией Мышковец. Их удивительная история тронула до глубины души…

СОН О ВЕНЧАНИИ

Евгению Мышковцу вспоминать детство больно. Спал на соломе, ходил в лаптях, питался дарами леса. Благо на Петриковщине леса богатые: ягод, грибов – собирай сколько хочешь.

«Бедность была сильная, – рассказывает Евгений Павлович. – Отец погиб в финскую войну. Из большой семьи после войны остались я и мама. Впервые переночевал на простынях, чистым и сытым, только в армии в 1954-м. А пришлось идти регистрировать брак, даже пиджака не было».

Супруги прожили в любви и верности 64 года. Однажды Евгению Павловичу приснилось, что им нужно непременно повенчаться. Он сказал жене: «Не было у нас свадьбы, зато будет венчание достойное».

И вот солнечным августовским утром 2024 года в церкви деревни Васьковка пара повенчалась. Супруги прожили долгие годы вместе, потому что пережили военное лихолетье, страшные страдания в концентрационном лагере и послевоенный голод. Тяжелая судьба закалила характер, научила ценить жизнь и радоваться миру.

10 ДНЕЙ МУЧЕНИЙ

В марте 1944 года, когда исход войны был уже понятен, немецкое командование использовало сыпной тиф как биологическое оружие против стремительно наступающих советских войск.

Специально для этой цели был создан концентрационный лагерь «Озаричи». Около 50-ти тысяч мирных жителей загнали на огороженную колючей проволокой болотистую местность неподалеку от деревни Озаричи. Узники содержались под открытым небом без еды и воды, они были заражены сыпным тифом. За колючей проволокой лагеря оказались также жители деревни Секеричи: 7-летний Евгений Мышковец с мамой и двумя братьями, а где-то у самого края около колючей проволоки лежала 6-летняя Ксения с мамой.

«Было очень холодно и страшно. Мы лежали кучками на голой сырой земле, а тех, кто пытался бежать, расстреливали, – со слезами вспоминают герои те страшные годы. – Люди умирали и падали как листья с деревьев. Немцы бросали в толпу хлеб, но он был отравлен».

«Однажды мне дали целую буханку хлеба, – рассказывает Евгений Павлович. – Но изголодавшиеся узники быстро ее отобрали. Возможно, это и спасло нам с мамой жизнь, ведь хлеб был отравлен. А ели мы кору, веточки и сухие стебельки. Земля под нами была выщипанной и съеденной. В лагере быстро распространился сыпной тиф. Тела людей были усыпаны вшами. Я брал себя за волосы и жменями снимал их и бросал на землю. Вшей было настолько много, что, казалось, они звенели, падая на землю».

Тифом заразилась Ксения и ее мама. На глазах у Евгения умерли братья. За 10 суток существования лагеря жертвами оккупантов стали свыше 20-ти тысяч детей и взрослых. Их тела, как и тела братьев Евгения, до сих пор лежат в этой земле – их поглотило болото. На это место не рекомендуется заходить и сегодня, настолько оно заражено и опасно. От жестокости фашистов стынет в жилах кровь.

Супруги рассказали: «Когда узники дождались прихода советских войск, немцы не ушли просто так: вокруг лагеря они оставили мины, замаскированные под еду. Освобожденные голодные люди бросались к ней, взрывались и гибли. Многие не могли сами идти – их выносили солдаты Красной армии. Те мучительные 10 дней, казалось, не закончатся никогда».

В ТРУДЕ И ЗАБОТАХ

После освобождения изможденного Евгения отправили в детский дом.

Если бы не односельчанин из Секерич, который узнал его и забрал с собой, он, возможно, так и не встретился бы с мамой. С тех пор ежегодно 19 марта – в день освобождения узников лагеря – на мемориальном комплексе «Озаричи» проходит памятный митинг. Пока позволяло здоровье, Евгений и Ксения Мышковец тоже приезжали на место.

«Там же остались мои братья и друзья, – говорит с дрожью в голосе Евгений. – В последнее время приезжать стало очень больно, сердце просто не выдерживает от воспоминаний, душат слезы, дрожат руки, пропадает голос».

Действительно, пережитые боль и ужас навсегда запечатлилось в памяти моих собеседников. После войны у них началась мирная, но тяжелая жизнь. У Ксении отец погиб на фронте – ее семье выплачивали пенсию. Евгений же не смог восстановить документы о гибели отца на финской войне и жил с мамой очень бедно. Брался за любую работу в колхозе, впоследствии стал работать на тракторе. Ксения тоже трудилась в колхозе дояркой, любила заниматься рукоделием: вышивать и вязать. Благодаря своему усердию и самоотверженному труду, Евгений Павлович и Ксения Семеновна заслужили многочисленные награды и грамоты. Каждая – повод для гордости и уважения. В 1979 году глава семьи был удостоен одной из наивысших наград в сельском хозяйстве – Грамоты Верховного Совета БССР за активное участие и доблестный труд в заготовке кормов.

Состоялись супруги и как родители: у них четверо детей, 10 внуков и 6 правнуков. Дети успешно продолжают семейные и трудовые традиции. Средняя дочь Мария 36 лет отработала фельдшером на станции скорой медицинской помощи в Мозыре. Старшая трудится в животноводстве. Еще одна дочь работает на кондитерской фабрике «Спартак», а сын – строитель.

Когда супругам жить в родных Секеричах перестало позволять здоровье, дочь Мария забрала родителей к себе в Мозырь. Евгений Павлович недавно пережил тяжелый инфаркт, а Ксения Семеновна была ослаблена последствиями коронавируса. Переезд в город стал необходимостью, однако, привыкшие к деревенской жизни и труду, супруги ощущали себя немного чужими среди городской суеты. Каждый день они гуляли, держась за руки. Горожане с умилением наблюдали за парой, излучающей истинную любовь и верность. Привыкшим к простору полей и хлопотам сельского хозяйства, им не хватало обычного труда. И они перебрались на дачу в деревне Загорины, где даже обзавелись хозяйством. 88-летний Евгений с удовольствием плетет корзины и занимается рукоделием, а 86-летняя Ксения поддерживает увлечение мужа. Живут тихо и счастливо.

Каждый день к ним приезжает кто-то из родных, а в канун важных праздников – представители администрации района и просто неравнодушные люди.

«Такое внимание ценно и приятно. Оно добавляет сил и веру в тепло и доброту человеческого сердца, – признаются герои. – То, что пережили мы, не должно никогда повториться!»

Мы постараемся. Я точно усвоила урок!

Валерия ПИКУН,
член клуба «Юный журналист»
Мозырского центра творчества детей и молодежи
Фото из архива семьи Мышковец


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: