Раннее утро. К остановке подъезжает городской автобус, наполненный пассажирами, и в него входит женщина пенсионного возраста. В транспорте работает кондуктор, есть возможность оплаты проезда через электронные приложения. Кондуктор, обилетив пассажиров, подошла и к этой женщине.
«Не буду платить. Мне проехать одну остановку», – прозвучал ответ.
Кондуктор повторила требование, мотивировав его тем, что пассажир обязан оплатить полную стоимость проезда вне зависимости от того, предстоит ему проехать только одну остановку или весь путь между конечными остановками. Пенсионерка этому возмутилась и пожелала ей здоровья и благополучия. Тот самый случай, когда фактического оскорбления нет, но оно ощущается в контексте. Кондуктор пыталась объяснить ей, что она находится на рабочем месте и за безбилетный проезд пассажира могут и «зайца» к административной ответственности привлечь, и кондуктору выписать штраф. Пенсионерка возмутилась еще больше и проезд не оплатила.
Правда, на ближайшей остановке она все-таки вышла.
Будучи сторонним невольным наблюдателем, словила себя на мысли, что пожилая дама специально ведет себя таким образом, чтобы кому-то из окружающих испортить настроение и так подпитаться чужой энергией.
Говорят, что человек подобен сосуду. Задень его – и из него выплеснется то, чем он наполнен. И если мои предположения верны, то возникает сопереживание к такой злой и на самом деле несчастной женщине, которая даже не знает, как по-другому себя вести. И сочувствие к кондуктору, которая, выполняя свои служебные обязанности, вынуждена была вступить с ней в разговор и подвергнуться скрытой агрессии.
С другой стороны, мне было непонятно такое поведение, ведь штраф за безбилетный проезд составляет от 0,5 до одной базовой величины (от 21 до 42 рублей). На эту сумму можно 25 раз проехать в общественном транспорте.
Чаще всего к ответственности привлекают именно пассажиров. В автобусах регулярно звучит информация о том, что они обязаны приобрести билет до следующего остановочного пункта. Причем они компенсируют лишь небольшую часть затрат городского транспорта, остальное восполняет городской бюджет. Будь общественный транспорт самоокупаемым, талон стоил бы дороже.
Вспоминается эксперимент, который несколько лет назад провели в Гомеле. Зашли пассажиры в автобус, а там уже на сиденье расположился ростовой Заяц. Он демонстративно шел к компостеру, пробивал билет, затем показывал его контролеру, ходил по салону транспорта и призывал горожан платить за проезд. У многих это вызывало улыбки. Как говорят, шутка – ложь, да в ней намек и умному – урок.