Колыбель духовности. Что должен знать каждый белорус об истории кафедрального собора Святого Архангела Михаила

139

Душа Мозыря – его диковинные храмы разных форм и размеров. Побывали в самом главном – кафедральном соборе святого Архангела Михаила – и окунулись в его глубокую историю и трагическую атмосферу.

Возрождался из пепла

Собор во имя Архистратига Михаила – один из замечательнейших памятников национальной архитектуры, дошедших до наших дней сквозь войны и революционные потрясения. Нынешний собор – бывший костел при монастыре бернардинцев.

«История Свято-Михайловского собора, тогда еще бернардинского костела, берет свое начало в XVII веке, – рассказывает наш экскурсовод дьякон Вадим Иванов. – В 1645 году отставной полковник Стефан Лозко подарил часть холма напротив Мозырского замка монахам-бернардинцам, для которых построил небольшой деревянный монастырь. В 1648 году во время казацко-крестьянской войны обитель была уничтожена.

В течение войн середины XVII века Мозырь был практически стерт с лица земли. Только при великом князе Яне III Собеском, легендарном спасителе Европы от мусульманского нашествия, в 1678 году началось восстановление города. В это время самым могущественным и знатным родом на землях мозырского Полесья был род Аскерко, представители которого занимали высшие государственные должности в повете и владели огромными поместьями. Желая увековечить память о себе и своих заслугах перед Отечеством, Аскерко в 1745 году начинают строительство нового каменного монастыря бернардинцев, центром которого должен был стать величественный собор. Сколько лет длилось строительство, сейчас установить не представляется возможным. Скорее всего, храм был освящен в 60-х или 70-х годах XVIII века. В монастыре также расположились начальная школа и библиотека».

За свои благодеяния, оказанные церкви, Аскерко получили высшую честь и награду – в крипте собора была устроена семейная усыпальница, где находили упокоение представители фамилии. Несколько надгробий сохранилось по сей день. После лихолетий конца XVIII века и присоединения Беларуси к Российской империи, национально-освободительных восстаний XIX века бернардинский монастырь был закрыт. Собор неоднократно горел, пришел в упадок, затем начал разрушаться. А в 1864 году он был передан православной церкви, восстановлен и освящен в честь святого Архангела Михаила.

Обратил внимание отец Вадим на необычную архитектуру собора: «Главный фасад, представляющий собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями, имеет криволинейные очертания, что придает зданию особую пластичность, которая усиливается архитектурными украшениями: группами пилястров и тонкопрофильными карнизами. В архитектуре башен, перестроенных на русский манер, уже прослеживаются элементы классицизма. Ритм боковым фасадам задают лучковые оконные проемы и лопатки в простенках. К храму вплотную примыкает бывший монастырский комплекс – двухэтажное Г-образное здание».

Под землей молились о свободе

Собор избежал участи разрушенных святынь, но у него была своя чаша скорби – он был превращен в тюрьму НКВД Полесской области, центром которой был Мозырь.

«Начало ХХ века было временем особых испытаний и для жителей города, и для храма – война, революция, советская власть… Сначала забирали ценности из храмов, а потом и сами храмы, – продолжает рассказ священнослужитель. – Советская власть формально объявила независимость от церкви. Но на самом деле задача была сначала подчинить церковь, а потом уничтожить ее. Сделать это сразу было невозможно: верующих на тот момент было слишком много, и свою веру они защищали. Тогда для борьбы с духовенством были задействованы спецслужбы».

В здании, примыкающем к собору, в советское время был и склад, и молочный завод, и управление НКВД с тюремными подвалами. В центральной части кафедрального собора, по словам отца Вадима, с 1937-го по 1941-й содержались заключенные со всей Полесской области.

«Сначала под тюрьму оборудовали нижние помещения прилегающего к церкви здания – бывшего католического монастыря. Сейчас там находится управление Туровской епархии, – говорит он. – А в 1930-х сверху были кабинеты сотрудников НКВД, где «особые тройки» вели допросы и выносили приговоры. Снизу были камеры для заключенных».

В 1937 году тюрьмой становится и храм. В центральном зале находились камеры общего содержания: помещение было разбито на секции, на трехъярусных нарах лежали люди – по несколько человек на один лежак. На верхнем балконе, где сейчас во время богослужений поет хор, стояла вооруженная охрана: оттуда было удобно наблюдать за тем, что происходило внизу. Выходить в центр запрещалось, при нарушении охранник стрелял без предупреждения.

Из верхнего храма был спуск в нижний. Там располагались камеры особого содержания – своего рода карцер. Сюда люди помещались для наказания, а также для исполнения приговоров. Так храм, где столько лет совершалась молитва, стал местом заключения ни в чем не повинных людей: и священнослужителей, и мирян. Люди, которые жили рядом с собором, вспоминали о страшных криках, доносившихся по ночам из подвалов собора. Каждый метр храма связан со страшной историей.

«В подвалах обнаружены останки убитых людей, – говорит и показывает страшные находки отец Вадим. – Тела расстрелянных посыпали песком и известью. До 1993 года открытого доступа к этим подземельям у церкви не было. Когда туда попали верующие и священники, они увидели ужасную картину: в подвалах – 15 тонн земли, почти до потолка, здесь были останки людей и тонны мусора. Песок использовали, чтобы скрыть следы преступлений. Но, как известно, все тайное становится явным».

Самые большие захоронения были обнаружены в районе алтаря. Изначально было предположение, что останки принадлежат монахам-бернардинцам, которые основали здесь монастырь. Но тут же были обнаружены советские предметы: копейки, пулеметные ленты, гильзы из-под винтовок и, наконец, черепа с пулевыми отверстиями, в том числе и женские, которые доказывают факт совершения убийств в советское время. Все останки бережно собрали и положили в часовню, которая находится в крипте.

«Собор святого Архангела Михаила – одно из немногих мест в стране, где хранят память и ежедневно почитают невинно осужденных и расстрелянных, – подчеркивает священнослужитель. – К слову, храм под землей есть далеко не в каждой церкви. В более современных стараются делать верхний и нижний пределы».

Мозырский собор такую особенность имеет уже давно. Кирпичные стены хранят страшные тайны и помнят минуты искренней людской молитвы и жгучей боли. Тюрьма в кафедральном соборе просуществовала до того момента, когда в Мозырь вошли немцы. По воспоминаниям местных жителей, отступая, охранники заперли оставшихся заключенных за большими дверями в церкви – они там так и умерли.

Во время Второй мировой войны собор был вновь открыт и оставался действующим весь период оккупации. После войны снова возникла угроза закрытия, но в 1951 году была зарегистрирована православная община и храм удалось отстоять.

«В 2010-м церковь освящена в честь новомучеников Полесских, – подчеркивает отец Вадим. – К слову, это первый в Беларуси храм, посвященный жертвам сталинских репрессий. Находится он все в той же крипте собора, где в память о погибших постоянно горит около сотни лампад. В этом месте снимают свои митры (головной убор) даже высшие чины православного духовенства».

Уникальные иконы

История мозырского собора полна тяжелых моментов.

Но он известен не только трагической судьбой. Кафедральный собор святого Архангела Михаила – главный храм Туровской епархии. Именно здесь находится комната с портретами всех православных патриархов, в которой собираются представители епархии и решают важнейшие дела. Также в соборе есть музей церковной утвари. В его экспозиции представлены уникальные иконы и библии, копия Слуцкого Евангелия и многое другое.

Храмы – это живая вековая история нации и государства. Они молчаливые свидетели сложной и противоречивой истории нашего народа, которую, как кажется, хранят в безмолвном гордом молчании, задумавшись о вечных истинах. Но стены храмов не молчат, просто нужно уметь их слушать…

Желающим побывать на экскурсии в кафедральном соборе святого Архангела Михаила нужно заранее записаться, обратившись в церковную лавку или позвонив по телефону (80236) 21-61-17.

Наталья КОНДРУСЕВИЧ
Фото Александра
СОЛОДКОВА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: