Как мозыряне соблюдают природоохранное законодательство, проверили совместно с начальником районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Еленой Швайба.
Эх, овраги…
Рейды с экологической службой всегда вскрывают факты наплевательского, а порой и издевательского отношения граждан к окружающей среде.
Строительный, мелкий бытовой мусор, отходы человеческой жизнедеятельности уродуют не только городской массив, но загородные экосистемы.
На протяжении длительного времени одной из актуальных тем в части охраны природы остается несанкционированное размещение отходов вне установленных мест, особенно страдают в этом плане овраги.
«Создатели таких свалок – наши же граждане, которые считают, что могут позволить себе выбросить мусор там, где им захотелось. Когда глядишь на все это, складывается ощущение, что для них не существует контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов», – сетует Елена Швайба.
При этом она обращает внимание на то, что ситуация с контейнерами для сбора ТКО в настоящее время поменялась в лучшую сторону: увеличивается их количество и производится замена старых на новые. На фоне всего этого возникает вопрос: зачем нести мусор в овраги? Пресловутое мнение, дескать, «я здесь жил всю жизнь и буду делать так все время», в корне неправильно ни с какой точки зрения.
Во время рейда красноречивым доказательством засорения стали овраги на улицах Якуба Коласа, Интернациональной. По первому адресу предстала довольно нелицеприятная картина аккурат возле лестницы, ведущей на улицу Советскую. Вероятно, граждане избавлялись от мелкого мусора на ходу, а ведь его можно было просто донести до первой урны. Недалеко, в гаражном кооперативе, можно было лицезреть мини-свалку из бытовых отходов, веток, битого кирпича. Оказывается, на этом месте когда-то был гараж, который просто упал в овраг. Елена Федоровна говорит, что после этого хозяин не предпринял никаких действий по уборке этой территории, и она со временем еще больше захламилась. По второму адресу четко видно, как хозпостройка на территории частного домовладения опасно накренилась, устремившись по склону вниз.
«В процессе урбанизации и почвенных изменений хозпостройки, возведенные на краю оврага, начинают сползать, автоматически превращаясь в отходы человеческой жизнедеятельности, которые по умолчанию не должны находиться в овраге. Уже сейчас владельцы таких строений должны максимально принять меры для их удаления. Мы можем написать информационное письмо, а землеустроительная служба – проинспектировать эти строения на предмет законности их возведения. То есть предпринять предупредительные меры во избежание более серьезных последствий», – объясняет Елена Федоровна.
Свалки без границ
Отходы производства не менее болезненная тема для природоохранной инспекции.
За чертой города, в промзоне, можно лицезреть свалку из древесных отходов. При этом, по словам главного эколога района, этот земельный участок выделялся для обслуживания зданий и сооружений, но никак не для хранения отходов деревообработки.
«В этой ситуации мы будем выяснять, кто собственник этой территории, на каком основании древесные отходы здесь находятся. Когда мы это установим, то, в соответствии с нормативно-правовыми актами, заставим их убрать, привести земельный участок в состояние, в котором он был изначально передан во владение. Затем за несанкционированное размещение древесных отходов и, соответственно, за вред, причиненный окружающей среде, выставим ему претензию, которую владелец должен будет оплатить в установленные сроки, а после составим протокол», – спрогнозировала Елена Швайба и уточнила, что эти древесные отходы выйдут владельцу в разы дороже, поскольку сумма претензии высчитывается из массы отходов и занимаемой площади.
Какая сумма окажется больше, та и выставляется.
«Так законодательством предусмотрено», – подчеркнула Елена Федоровна.
Еще один вопиющий случай. На землях одного из мозырских сельхозпредприятий имеется хозяйственный карьер по добыче песка для собственных нужд.
«Однажды, в ходе рейда, мы заехали туда и увидели просто кучи различных отходов: упаковки из-под овощей, фруктов, сетки-мешки, ящики, и везде указан логотип фирмы, – рассказывает Елена Швайба. – Мы начали расследование, в результате которого выяснили, кому принадлежат эти отходы. Оказывается, водитель просто приехал сюда, выгрузил всё и уехал. Мы посчитали им претензию, которую они, конечно, оплатили».
Здесь впору задаться вопросом: зачем создавать проблемы себе и государственным органам, если можно просто вывезите отходы на контейнерную площадку, на полигон – там их в любом случае заберут на переработку. Или можно заключить договор с коммунальной службой на вывоз этих отходов. Нет, обязательно надо, чтобы были неприятности с законом. Вот это большая проблема людей, которые думают, что никто ничего не узнает.
«Мы сейчас начали чаще выявлять нарушения природоохранного законодательства: в городской черте, в сельских населенных пунктах, садоводческих товариществах, гаражных кооперативах. Главное, что мы стараемся в силу своих возможностей, которыми располагаем, максимально выявлять такие факты. Когда же мы устанавливаем виновника свалок, то независимо от того, что он выбросил – кирпич, полиэтиленовую пленку, древесные отходы, привлекаем к ответственности. Законодательство для всех одинаково», – подчеркивает Елена Швайба.
Ольга ЛАСУТА.
Фото автора