Агрогородок Барбаров уникален не только тем, что на его территории когда-то располагалась усадьба знаменитого белорусского шляхтича Горвата, но еще и первым упоминанием в письменных источниках в 1432 году.
Страницы истории
В упомянутом году деревня входила в состав Великого княжества Литовского под названием Бабичи. Переименование селения произошло в конце XVII века, и произошло это вот как. Говорят, что в 1674 году половина этого поселения была собственностью панны Барбары из рода Юдицких. Также говорят, что панна слыла хорошей и доброй женщиной, помогала всем, кто к ней обращался. Вот поэтому после ее смерти деревню стали называть Барбаров.
В том же столетии деревня перешла в собственность шляхтичей Оскерко, но уже в начале XIX века Барбаров приобрел мозырский судья, белорусский шляхтич Игнат Горват. От него деревня по наследству перешла к его сыну Александру Игнатовичу Горвату, который решил сделать Барбаров центром всех своих владений, построив здесь дворец. Но после революции 1917 года, когда большевики объявили борьбу дворцам, местные жители ворвались в родовое имение и начали выносить все, что можно было вынести. Разобрали усадьбу до основания. Память о ней сохранили только фотоснимки.
У дворца была пристройка, в которой размещался зимний сад. Также дворец славился очень богатой библиотекой и художественной галереей, в которой хранились работы белорусских художников Ваньковича и Суходольского, а также работы Рембрандта и Рубенса. На сегодняшний момент от всех построек осталась только одна – каретная, а сейчас там находится местная школа. Чтобы попасть во дворец, нужно было проехать по каменному мостику, протянувшемуся через замковый ров.
Далее деревня перешла к Александру Александровичу Горвату, который был маршалком Киевской губернии. Последний владелец деревни – сын маршалка Александра Александровича Горвата.
Если пройтись по деревне, то можно убедиться в ее уникальности. Здесь очень много самобытных вещей, которые определяют ее оригинальность. В первую очередь, это памятники историко-культурного наследия. Визитная карточка Барбарова сейчас – сохранившаяся до наших дней въездная брама в панскую усадьбу.
Директор Барбаровского сельского Дома культуры Наталья Лис рассказывает, что столетие назад в деревне и ее окрестностях существовало некое социальное деление. До революции земли, на которых сейчас стоят поселки Прогресс, Передовой, Красная Горка, принадлежали Горватам. Как говорят в народе, панские земли. А уже после революции их поделили между людьми. И земли эти считались элитными, говоря современным языком, богатыми и дорогими.
Сам же Барбаров негласно делился на три части. Начало деревни при въезде называлось «кожушки», там жили беднейшие слои населения. Говорят, что это название пошло от людей, которые раньше проживали в местности с таким же названием. Чуть ближе к центру, в глубь деревни, начинались «шеги» – так называли людей, которые состояли на службе в панской усадьбе. Соответственно, они были немного состоятельнее «кожушек». А непосредственно центр Барбарова был «селом». Наталья Евгеньевна рассказывает, что раньше, когда шли гулять, то говорили «гулять на село».
В каждой части деревни было свое место для гуляний. Так, в центре им служила площадка возле бывшей церкви. Почему бывшей? С приходом большевиков купола с церкви были сброшены, а саму церковь превратили в сельский клуб, который просуществовал аж до 1979 года.
Былое и современность
В каждой деревне отмечается какой-то один престольный праздник, который сельчане именуют просто «День деревни». В Барбарове когда-то очень широко, шумно и красиво отмечали не один, а два таких праздника: Успение Пресвятой Богородицы (Пречистая) и Крещение. Со временем к этим праздникам добавился еще и третий – день Октябрьской революции, в народе просто «Октябрьская». К сожалению, в наши дни эти праздники не имеют такого широкого размаха: в деревне давно уже нет своей церкви и численность населения сокращается. Уже нет тех людей, которые провели бы праздничные обряды по всем канонам и принятым испокон веков обычаям.
Осенью, после Покрова, когда урожай был собран, наведен порядок в поле, в амбаре, в доме, когда вечера становились длинными и темными, женщины начинали ходить друг к другу в гости и преподносить подарки. Ну не с пустыми же руками приходить на «вячоркі», право слово. Во время таких вечеров они занимались рукоделием: пряли, ткали, вышивали.
У мужчин было другое занятие, мужское. Каждое подворье могло похвастаться хозяином-гончаром и хозяином-бондарем. Кстати, средоточие бондарей было в нынешней деревне Горная, а гончарство преобладало в нынешних поселках: Прогресс, Передовой, Красная Горка.
Директор сельского клуба сетует, что со временем народные промыслы забываются, однако не скрывает своего воодушевления от того, что им на смену приходят новые идеи и направления, появляются новые творческие люди, которые занимаются совершенно другими промыслами. «То, что было когда-то, сохранилось лишь у старожилов и в тех семьях, чьи предки занимались определенным ремеслом, – говорит Наталья Евгеньевна. – В большинстве своем это вещи, которыми сейчас не пользуются: прялка, ступа, деревянные грабли, вышитые рушники, глиняная или деревянная посуда, изделия из лозы. Навязывать современной молодежи те промыслы, какие были когда-то, не очень правильно, я считаю. Если раньше люди не знали, что такое фетр или фоамиран – потому что их не было, – то сейчас не знают, что такое прялка, потому что ее никто уже не использует».
Поэтому сейчас в Барбаровском доме культуры свои «промыслы». Местные детишки посещают кружок рукоделия, где под руководством Натальи Евгеньевны изготавливают предметы из фетра, фоамирана, а также из атласных лент. Доказательством тому служит панно из фетровых игрушек, оформленное в виде смены времен года, в вестибюле клуба – выставка из работ детского творчества. Поверьте, посмотреть есть на что!
Хочется еще упомянуть и местного библиотекаря Валентину Карабинович, у которой также есть свой «промысел». Женщина шьет куклы, которых использует в своей работе с детьми. В прошлом году Валентина Владимировна участвовала в областном конкурсе «Литературный герой», организатором которого выступила Гомельская областная библиотека. По итогам она была награждена дипломом II степени за работу «Пакацігарошак» в номинации «Литературный герой произведений белорусской литературы».
Нельзя обойти стороной и дочь Натальи Евгеньевны Анну Игнатович. Девочке 14 лет, но она полюбила рукоделие с раннего возраста, может, потому, что ее мама сама вышивает, причем из-под ее рук выходят просто потрясающие картины. Аня очень увлеченно занимается алмазной вышивкой и соломоплетением, даже хочет поступать в Гомельский художественный колледж.
Наталья Евгеньевна признается: «Когда часто ездишь с выступлениями и видишь много интересных вещей, сделанных руками, хочется повторить самой и детей научить».
– До тех пор, пока мы изучаем, собираем и несем в массы народное творчество, оно будет жить, а подрастающее поколение сможет сохранить и приумножить культурное наследие наших предков, – добавляет директор СДК.
Несколько лет назад появилась традиция с ежегодным подведением итогов жатвы в конце августа праздновать День деревни. Конечно, традиции празднования уже не те, что были раньше, но они все равно есть, свои, не менее важные и значимые. Каждый год этот праздник посвящается людям, живущим и трудящимся на барбаровской земле. А в прошлом году на День деревни приехали бывшие жители Барбарова, которые не были на малой родине более 20 лет. Праздник получился очень душевным, теплым и веселым, потому что воспоминаниям о былом, шуткам и смеху не было конца!
Что ж, уникальность Барбарова не вызывает сомнений, потому что веками люди здесь жили в мире и согласии, занимались своими делами и были счастливы. Такой порядок вещей сохранился и до этого дня.
Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.