COVID-19 круто повлиял на размеренный ритм жизнедеятельности людей, а также на производственный процесс хозяйств и предприятий, предъявляя постоянно какие-то требования.
Как приходится работать кондукторам на городских пассажирских перевозках, в ходе совместного рейда с представителями филиала «Автобусный парк № 2» (далее – АП-2) ОАО «Гомельоблавтотранс», интересовался наш корреспондент.
В стабильном ритме
Как рассказала Галина Римашевская, старший диспетчер колонны кондукторов АП-2, чтобы обеспечить транспортные услуги пассажирам по продаже билетов, в ежедневном ритме трудятся порядка 110 кондукторов. Работают они по сменам на протяжении 6 дней (потом – два выходных). На первую смену кондукторы заступают в 5.20, а заканчивают ее в зависимости от продолжительности маршрутов в 14.30 или 15.30. Вторая смена начинается с 14.30 и длится до часа ночи. В начале первой смены как водители, так и кондукторы проходят обязательный санитарный контроль электронным градусником на проверку температуры тела. Те, кто заступает на вторую смену, такую же процедуру проходят на базе диспетчерского пункта на пл. Примостовой.
Все работники, согласно требованиям, обеспечиваются индивидуальными средствами защиты: многоразовые маски, перчатки, баллончики с дезсредством. Дезинфицирующие средства с дозаторами размещены и в общедоступных местах как на производственной базе, так и в диспетчерском пункте, что позволяет произвести работникам обработку рук перед каждым рейсом.
В силу того, что кондукторов не хватает (около 15 человек), продажей билетов на маршрутах №№ 3а, 5, 6, 7 и 9 вынуждены заниматься водители, также соблюдая все необходимые требования при обилечивании пассажиров.
Кстати, по словам старшего диспетчера, для тех, кто хотел бы рассмотреть данную специальность в перспективе, изначально при трудоустройстве заработная плата кондукторов без опыта работы составляет порядка 450 рублей, а в дальнейшем, при выполнении доведенных заданий, продажи проездных билетов, стажа и различных премиальных и других выплат, чистый заработок в среднем составляет более 600 рублей.
Каждый человек – характер!
По словам самих кондукторов, с которыми мы побеседовали во время перерыва в диспетчерском пункте, работа во время эпидемии и введения масочного режима намного усложнилась. Ежедневно приходится контактировать с множеством людей и постоянно есть риск заражения. Маску нужно носить на протяжении всей рабочей смены, в то время как некоторые пассажиры соблюдать карантинные меры зачастую отказываются, срывая злость на кондукторах. Получается, что в карантинных условиях работать стало тяжелее не только физически, но и морально. Разногласия с пассажирами возникают именно из-за их нежелания надевать маску…
– Особенно требование о выполнении масочного режима в области игнорирует молодежь, – говорит и кондуктор Елена Шишко во время рейда в автобусе, следующем по маршруту № 14. – Если, к примеру, люди старшего поколения как-то прислушиваются и терпеливо относятся к требованиям, то те, кто помоложе, – безбашенные. Приходится беседовать, напоминать о том, что это необходимо в целях профилактики и защиты их же здоровья. Бывает, что одни спорят, другие сразу реагируют на замечание. Что касается обеспечения кондукторов индивидуальными средствами защиты, то со стороны предприятия делается все необходимое…
– Если в салоне во время контрольного рейда пассажиры оказываются без маски, то к кондуктору могут быть применены штрафные санкции, – поясняет далее ситуацию инженер по охране труда Евгений Бондарь. – До скандалов, конечно, не доходит, но упор на профилактическую работу делается. Постоянно проводятся профилактические беседы, об этом напоминают и рекламные листовки, расположенные на окнах автобусов и в специальных «карманах» в салонах на уровне глаз, дабы человек мог лишний раз «зацепиться» взглядом и задуматься о том, что отнюдь не кондуктор, а он сам себе инспектор и главный ответчик не только за личное здоровье, но и безопасность окружающих.
Именно на это обращают особое внимание мобильные группы, в состав которых входят специалисты зонального центра гигиены и эпидемиологии, руководства предприятия и охраны труда во время еженедельных рейдов. На площади Примостовой на этот же аспект акцентирует внимание граждан и актуальная информация, разработанная специалистами филиала в «бегущей» строке. Кроме всего прочего, как рассказали представители филиала, в ближайшее время по указанию ОАО «Гомельоблавтотранс» рассматривается необходимость обеспечения салонов автобусов аудиоинформированием и, вполне возможно, что у кондукторов в ближайшее время появятся фирменные жилеты с коротким слоганом, напоминающим пассажирам о необходимости быть в маске.
Роль кондукторов важна
От работы этих специалистов в большой степени зависит экономическая составляющая предприятия. К примеру, только всего лишь за один день (за 2 смены) подвижным составом автобусного парка выполняется свыше 1250 рейсов (исключение составляют маршруты №№ 3а, 5, 6, 7 и 9, работающие без кондукторов). Наличные средства, собранные от продажи билетов за проезд и проездных билетов на декаду и месяц, поступают в кассу предприятия. Следует отметить, что в сравнении с минувшим годом за аналогичный период пассажиропоток уменьшился. Пандемия в значительной степени повлияла на передвижение граждан, а самоизоляция и вовсе многих ограничила в передвижении. Исходя из ситуации, предприятие все же удержало стабильный ритм, чтобы не допускать столпотворения пассажиров на остановках, что в прямом смысле слова может привести к увеличению заражения коронавирусом.
Характерно, что все автобусы как перед выходом на линию, так и несколько раз в течение дня проходят дезобработку салонов (протираются двери, поручни, сиденья). После второй смены (ночью, когда есть больше времени на проветривание) каждая машина проходит полную обработку салонов парогенератором. Этим занимаются специальные люди.
К слову
За транспортную проходную АП-2 ежедневно в среднем выходит более 100 автобусов различной модификации. Кондукторы работают в масках, салоны автобусов дезинфицируются по несколько раз в день.
Постфактум
Предприятие заинтересовано, чтобы защитить от массового заражения не только своих работников, но и пассажиров, которым предоставляет транспортные услуги. Ведь от этого напрямую будет зависеть статистика заболеваемости коронавирусом в регионе. Однако, по большому счету, как отмечают транспортники, во главе угла должна быть обоюдная ответственность по соблюдению правил безопасности и гигиены. И если на рекламной листовке написано: «Без маски вход в салон запрещен!», – значит, запрещен. Торговая отрасль, кстати, только такими жесткими мерами приучила покупателей быть более законопослушными.
Наталья КОНОПЛИЧ,
фото автора.