Дома, дороги, деревья. Как спроектировать их гармоничное существование и развитие? На этот и многие другие вопросы, касающиеся перспектив развития Мозыря, вклада проектировщиков в этот процесс, отвечает Игорь Святославович Мамосуев, директор проектно-изыскательского унитарного предприятия «Институт Полесьепроект» ОАО «Полесьестрой».
– В каком направлении должна развиваться градостроительная политика применительно к нашему городу?
– Мозырь – второй по численности населения город в Гомельской области после Гомеля, с богатой историей. Поэтому его градостроительная политика должна быть направлена на развитие и формирование гармоничной и безопасной среды жизнедеятельности, рационального землепользования и сохранения исторического и культурного наследия, а также повышения уровня архитектурно-художественной выразительности застройки города.
– Как вы оцениваете проведенные работы по реконструкции Мозыря?
– Работы велись под руководством гомельских специалистов, поэтому многое делалось по гомельскому стандарту. Но, на мой взгляд, для Мозыря эти подходы не совсем приемлемы, так как нельзя сравнивать масштабы двух городов, да и перспективы у них немножко разные. Наш институт последние 40 лет занимается градостроительной политикой родного города, и у коллектива есть свое особое мнение, которое не всегда совпадает с точкой зрения наших основных градостроительных ведомств.
Тем не менее реконструкцию должны оценивать, в первую очередь, сами мозыряне. Если новшества придутся жителям по душе, то несложно будет признать, что решения гомельских коллег были выбраны правильно.
– Как цифровизация влияет на проектирование будущих домов и микрорайонов?
– Цифровые технологии проникают во все сферы строительного бизнеса. Строительные конструкции становятся все более уникальными и, следовательно, требуют более тщательного подхода в проектировании, и, на мой взгляд, совершенно очевидно, что в самом ближайшем будущем двумерное проектирование уступит место пространственному моделированию. Наряду с техническими характеристиками здания современные подходы позволяют учитывать такие важные факторы, как время и деньги, затраченные на его строительство.
Коммуникации
– Каково ваше видение перспектив развития строительства жилья в Мозыре?
– Естественно, всё зависит от финансовой составляющей. И в настоящее время в стране необходимые для этого механизмы запущены: работают государственные программы, выделяются кредиты, в том числе и льготные, на строительство и приобретение жилья. Анонсирована ипотека, которой будут заниматься банки. Соответственно, мы должны планировать и строить, чем занимаемся, причем достаточно активно и плодотворно.
К примеру, микрорайон № 11 (ТЦ «Апельсин» – СШ № 15) практически весь уже в новостройках. Основная проблема, которая оставалась нерешенной, – обеспечение новоселов транспортными развязками и основными дорогами. Нашим институтом разработан проект дорог вокруг микрорайона № 11, и в ближайшее время он будет передан на экспертизу. После прохождения этой процедуры начнется поэтапная реализация проекта, и первым шагом должно стать строительство перекрестка в том месте, где ул. Нефтестроителей упирается в рынок «Истпал». У людей должна быть возможность достаточно спокойно, комфортно, а главное, безопасно заезжать в свой микрорайон.
Совсем недавно занимались проработкой угла на пересечении улиц Рыжкова и Мира – этому месту необходимо придать архитектурную выразительность, функциональность и востребованность. Так как здесь достаточно много инфраструктуры, торговых объектов, центров притяжения в виде Дворца культуры нефтепереработчиков, то именно тут необходимо концентрировать население, потеснив слегка частный сектор. Однако отмечу, что я не сторонник революционного решения этой проблемы, и мне импонирует решение местной власти не форсировать застройку этой территории многоэтажными зданиями. Этот процесс должен идти естественным путем, ведь здесь проживают и те, кто не готов сейчас отказаться от своих домов.
По нашему генеральному плану город будет развиваться в сторону микрорайона Железнодорожный. При этом не стоит забывать территорию, на которой расположена деревня Бобры, такая площадь в центре города очень востребована, в том числе и по инженерно-транспортной инфраструктуре, – необходимо сокращать расстояния, как говорится, компактно собирать город. Поэтому этой территорией будем заниматься параллельно микрорайону Нефтестроителей.
Что касается других микрорайонов города, то в них осталось мало невостребованных пятен застройки, например, небольшой пустырь рядом с перекрестком улиц Гагарина и Тимофея Абрамова. Но уже в ближайшие два года здесь должны появиться жилые дома со встроенными на первых этажах помещениями общественного назначения.
Хотелось бы сказать о существующих сетях, модернизация или реконструкция которых невозможна без строительных проектов, разработанных нашим институтом. Так, например, по заказу КЖУП «Мозырский райжилкомхоз» нашими специалистами был разработан масштабный проект модернизации основного магистрального канализационного коллектора на участке от центральной КНС «Сользавод» до очистных сооружений ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Проект выполнен, успешно прошел экспертизу, и уже в этом году планируется выделение финансовых средств на модернизацию жизненно важной для города коммуникации.
«Монолит» и парковки
– Кроме количественных, в виде новых микрорайонов, ждут ли нас некие качественные новшества в вашей продукции – жилые дома?
– Будущее принадлежит тем, кто идет в ногу со временем. Мы находим энергоэффективные и экономически эффективные решения, постоянно следим за всеми техническими и программными новинками в строительстве и сопутствующих услугах, сотрудничая со своими коллегами, университетами и основными производителями стройматериалов и оборудования. Например, в России в основном возводят монолитные дома. Идея такого дома проста: первый этаж занимают помещения общественного назначения, все остальные этажи – жилые. По-моему, за монолитным домостроением будущее, ведь «монолит» дает больше возможностей для свободной планировки первого этажа, чем крупнопанельное домостроение с его жесткими конструкциями.
В Мозыре уже построено два таких дома на бульварах Дружбы и Юности. Разработанный нами проект третьего монолитного дома будет реализован в микрорайоне № 11. В дальнейшем мы продолжим работу именно в этом направлении, так как это уже требование времени и государственных норм – «комплексное развитие среды жизнедеятельности населения».
Еще одна тенденция последних лет – перенасыщение автотранспортом и, как следствие, нехватка парковок и свободных парковочных мест. Острота проблемы парковок требует поиска новых эффективных решений. Например, строительство многоуровневых парковок. Конечно, все зависит от финансирования, но парковки отнимают очень много полезных площадей. А мы все еще наивно считаем, что земли у нас много, хотя это не так, и скоро мы это почувствуем. Поэтому при разработке проекта корректировки микрорайона Нефтестроителей наши проектировщики будут применять современные решения парковки автомобилей, а институт будет настаивать на реализации этого проекта.
Электродом: уже скоро
– Как мозырские проектировщики, скажем так, шагают в ногу с построенной АЭС, и как скоро мы увидим соответствующий жилой дом?
– Строительство БелАЭС – знаковое событие для республики. Иметь подобный источник энергии означает как минимум энергонезависимость.
Президентом подписан Указ № 493 от 22 декабря 2018 г. «О некоторых мерах по повышению надежности белорусской энергосистемы», которым предусматривается реализация комплекса технических решений для обеспечения сбалансированной работы белорусской энергосистемы, в том числе установка электрокотлов и возведение соответствующей инфраструктуры на объектах электроэнергетики, ЖКХ и иных. Поэтому тема домов с использованием электрической энергии для отопления и горячего водоснабжения не новая. Для жильцов такого дома основным преимуществом будет возможность включить горячую воду или отопление в любое время года, т. е. в таком доме нет «демисезона» и периодов отключения горячей воды. При этом следует помнить, что электродома целесообразно строить там, где отсутствуют традиционные системы теплоснабжения либо их мощность недостаточна, а значит, нет возможности подключения к ней.
Строительство 9-этажного жилого электрифицированного дома планируется в ближайшем будущем в микрорайоне Железнодорожный. Перед собой институт ставит задачу –
разработать проект так, чтобы всё технически работало на необходимом уровне безопасности и определенном уровне комфортности. Для нас это будет новый и очень важный опыт. Ведь ставка на такое жилье делается государством серьезная – в стране планируется строить преимущественно электродома (за исключением зон действия тепловых электростанций и газифицированных районов с резервом мощности).
Беречь сообща
– Наши граждане всегда болезненно относятся к вырубке деревьев. Будут ли какие-то решения по озеленению города?
– Мозырь всегда считался городом с высокой степенью озеленения, и мы настолько к этому привыкли, что перестали ценить богатство, которым обладаем. Понимая, что можем превратить город в «каменные джунгли», я стал все чаще задавать вопрос себе и своим сотрудникам: «Так ли уж необходимо рубить деревья? Неужели нет альтернативы?» Конечно, «кривые» дороги никто строить не будет, но если есть возможность сохранить насаждения, то мы просто обязаны ею воспользоваться.
Приведу пример из практики. Участок территории в районе новых домов по ул. 33-й ракетной дивизии. Изначально, с учетом гидрологии, уклонов, мы полагали, что здесь будет скапливаться поверхностная вода, поэтому было принято решение запроектировать пруд-накопитель. Но время шло, менялись климатические условия, в ходе строительства изменился рельеф, и на месте предполагаемого пруда появилась зеленая поросль. Роща стала любимым местом отдыха жителей близлежащих домов. Словом, небольшая территория микрорайона естественным путем превратилась в рекреационную зону.
А мы с коллегами стали спорить о будущем этого участка. Да, мы планировали здесь водоем! Да, территория пока не благоустроена! Но природа сама подсказывает нам простое решение – сохранить зеленый островок. А жителям микрорайона следует организовать субботник и, вооружившись лопатами, граблями и мусорными пакетами, убрать территорию от мусора. Уверен, что местные власти не останутся в стороне и помогут с благоустройством.
Новая жизнь зданий
– Сегодня на многих крупных зданиях можно увидеть объявления об аренде. Насколько возможна трансформация сооружений?
– Конечно, реконструкция – дорогое удовольствие, и строить «с нуля» дешевле. Однако с учетом расходов на снос существующего здания и последующую утилизацию отходов, иногда целесообразнее дать зданию новую жизнь.
В микрорайоне Молодежный, к примеру, появится после реконструкции бывшего учебного корпуса Мозырского педагогического университета новый детский сад. Трехэтажное здание, построенное в 1983 году по адресу 1-й переулок Березовый, 4, не эксплуатировалось уже несколько лет, и рассматривался вопрос о его сносе. И только по инициативе местных властей идеально сохранившееся здание было решено реконструировать в детский сад.
Наш институт в сжатые сроки разработал проект реконструкции, который получил положительное заключение госстройэкспертизы и будет реализован в этом году. Появление такого учреждения в крупнейшем микрорайоне Мозыря, безусловно, порадует молодых родителей.
Безопасный трафик
– На прошедшей корректировке генплана отмечалось, что основной упор будет сделан на развитие дорожно-транспортной сети. Как вы относитесь к этому решению?
– Идеи правильные, но к их реализации надо подходить здраво. Ведь любая корректировка генплана рассчитана на ближайшие 25-30 лет. Так, например, в генплане все улицы регламентировали классом А – проще говоря, 4 полосы движения и разделительная, как в Минске на проспектах Машерова и Победителей. Но нужен ли нам в данный момент такой масштаб? Во-первых, строительство магистральной дороги затратно. Во-вторых, сейчас такая дорога не будет востребована в полной мере, так как транспорта в Мозыре много, но до транспортного коллапса, на мой взгляд, далеко.
Пока справляется со своей нагрузкой улица Мира, однако одновременно с развитием микрорайона Бобры придется оперативно решать вопрос организации 4-полосного движения: в центре – трамвайные пути, слева и справа – по две полосы. Тогда улица Гагарина автоматически пересечется с улицей Ульяновской.
Таким образом, все процессы должны двигаться синхронно и поэтапно. Но сегодня в первую очередь надо оперативно решать дорожные проблемы растущих микрорайонов, в частности, микрорайона № 11.
Свой коттедж
– Что ожидает тех, кто мечтает об индивидуальном жилом доме?
– Для начала застройщику необходимо получить участок под застройку. И здесь возможны 2 варианта. Первый вариант – участок в микрорайоне № 41 (за трамвайным депо), проект детальной планировки которого разработан нашим институтом. Но он небольшой, всего 69 участков. Второй вариант – участок в микрорайоне Южный, который мы реализовали не в полном объеме. Микрорайон можно расширить за счет пахотных земель, однако этот процесс регламентируется на уровне Президента.
Далее застройщик должен трезво оценивать свои силы и возможности и решить для себя, как он будет строить свой дом. Идеальный вариант – заказать дом под ключ. Институтом разработаны 2 индивидуальных проекта жилых домов в конструкциях ОАО «Мозырский ДСК». Комбинат выпускает соответствующую продукцию для строительства блокированных двухэтажных домов типа «таунхаус» на 2 четырехкомнатные квартиры (общей площадью до 200 м2) или на 2 пятикомнатные квартиры (общей площадью 102 м2 – группа жилых домов по улице Тимофея Абрамова). Строить самому несколько лет, приходя на стройплощадку после своей основной работы и во время отпуска, вряд ли будет дешевле.
Кадры решают всё
– Итак, цели и задачи важные и грандиозные. Насколько институт «Полесьепроект» оснащен в кадровом и прочих отношениях, чтобы все намеченное и новые планы воплощать в жизнь?
– Конечно, сложностей хватает, и в экономическом плане нам удается их решать. Но меня, как руководителя, больше волнует будущее, потому что оно зависит от специалистов. Сегодня институт, можно сказать, балансирует: молодежи до 35 лет – примерно 20 %, опытных сотрудников до 45 – примерно 30 %.
Недостаток квалифицированных кадров прежде всего вызван резким падением популярности технического образования в 90-е годы. Профессия инженера-проектировщика до некоторого времени была не совсем престижной и низкооплачиваемой. Но сейчас всё меняется, перспективы проектных работ становятся шире, ярче, интереснее и технологичнее.
Свою первоочередную задачу вижу в привлечении молодых кадров. Для этого наряду с традиционными способами набора персонала – размещение рекламы в СМИ и интернете – проводится активная работа с различными учебными заведениями Гомельской и других областей. Ежегодно студенты имеют возможность проходить практику в структурных подразделениях института. Словом, наши двери открыты для всех, кто хочет работать в области проектирования.
Но, несмотря на все принимаемые нами меры, квалифицированные специалисты стараются найти высокооплачиваемую работу в крупных городах республики. Поэтому сегодня, чтобы институт развивался и наблюдался приток кадров, я, как руководитель, ищу новые эффективные системы мотивации. Они включают в себя не только денежное вознаграждение, но и постоянное обучение, профессиональный рост, медицинское страхование. Это те пункты, которые я могу и стараюсь обеспечить.
Дмитрий КУЛИК (фото автора).