Евгений Владимирович Костров в обители уже 2 года.
– Чего скрывать? – начинает он свой рассказ. – Освободился из мест лишения свободы, где провел 9 лет. Мать умерла, брата убили. Ну куда мне было податься? В колонию возвращаться я уже не хотел. Но и на свободе жить было просто негде. Приехал в монастырь. Отец Авксентий принял меня очень хорошо, по-доброму. Так я и стал здесь осваиваться, проживать в доме для трудников. Сегодня все хозяйство на мне. Летом в 5 утра уже на ногах, и все, что батюшка благословляет, нужно за день успеть сделать.
Но сначала все идем на братский молебен. А затем занимаемся прополкой огорода, ухаживаем, убираем за животными. Трудники обычно приезжают, но многие уезжают из монастыря – может, не приучены к работе? Я никакой работы не боюсь. Специальностей у меня тоже достаточно: и тракторист, и каменщик, и кровельщик. Так что кое-что умею. Если произошла поломка с техникой, могу устранить. В общем, мне здесь нравится, ведь есть крыша над головой, и кормят хорошо. Условия для отдыха – тоже отличные. Да и чувствует сердце: Бог-то рядом! А как дальше сложится – не знаю. Думаю, что это не наша забота – далеко загадывать вперед…
«В миру мы были неудачниками»
Валерий Васильевич Горный тоже трудник. Ему исполнилось 57 лет, 8 лет назад он оказался в монастыре.
– Сам я из Мозыря, – объясняет Валерий Васильевич. – В обычной жизни, когда тебе 50, очень сложно устроиться на работу, а в монастыре я спокойно живу, тружусь, выполняю послушания.
По специальности Валерий Васильевич – электрик. Однако, по его словам, многие профессии, связанные со строительством, ему хорошо знакомы. Ведь долгие годы он ездил на заработки в Россию, Чехию. И ягоды собирал – чем только не занимался!
– Раньше у меня была семья, – продолжает Валерий Васильевич.– Но когда начал на заработки часто ездить, с женой развелись. Есть сын, ему уже за 30, он вполне самостоятельный. В монастыре же, как пришел наместником отец Авксентий, навели идеальный порядок. Многое было сделано. Простые люди и благотворители помогали кто чем мог. Но, к сожалению, жители агрогородка редко посещают монастырь, больше приезжих. Вот если нужно окрестить ребенка или отпеть усопшего, венчаться молодым, то это да. А на службы приходят три-четыре старушки. Но где же молодежь?
Сейчас лето, жара. Поэтому каждое утро у трудников начинается с полива огорода. Также они участвуют в заготовке дров, ухаживают за коровами, водят их на пастбище, доят. В воскресенье, праздничные дни, конечно же, в выходные. В субботу вечером нужно обязательно прийти в домовой храм на вечернюю службу, а утром – исповедоваться, причаститься. Служат в домовой церкви отец Серафим, отец Игорь и отец Авксентий.
– Связь с семьей вы поддерживаете? – интересуюсь у Валерия Васильевича.
– Да, – отвечает он. – Но с каждым днем она все тоньше. Я думаю, для того чтобы была потребность общаться с человеком, нужно постоянно нуждаться в нем. А мы в монастыре больше в батюшке нуждаемся…
На минуту мужчина замолкает, о чем-то думает. После продолжает:
– Честно вам скажу: мы, трудники, люди-неудачники. Ну не смогли мы устроиться в жизни, никому там не были нужны. А батюшка нас принял, и Господь нас принимает такими, какие мы есть. Если тебе плохо, захворал – тебя лечат в больнице. А монастырь – это лечебница для души. Это место для радости. Поэтому здесь всё свое время нужно посвящать Богу. Больше читать душеполезной литературы, Псалтирь, посещать богослужения.
– Иногда невольно позавидуешь человеку: есть семья, высокооплачиваемая работа, – заключает Валерий Васильевич. – Но чтобы жить в миру, нужно пребывать в постоянной гонке, находиться «на гребне волны». Перестанешь быть успешным – и жизнь тебя выбросит на обочину. Обычно только тогда человек начинает задумываться о Боге. Что не так, как следовало, жил, наносное, а не настоящее больше в жизни ценил…
«Универсальный солдат»
Рассказывает Инок Паисий:
– Я жил в Бобруйске, работал поваром, и все было спокойно. Но начались духовные искания, стал ездить по монастырям. А 6 лет назад приехал в Юровичи, остановился и понял, что без монастыря жить уже не смогу.
Два года назад послушник был пострижен в иноки. Сегодня отец Паисий несет основное послушание на клиросе. Это пение, чтение Священного Писания во время богослужений. «Вторичная» его занятость – огород и кухня.
– Просто «универсальный солдат», – шутит инок. – Везде нужно успевать.
– Монастырь – лучшее место для спасения души человека? – спрашиваю у отца Паисия.
– Да, но можно спастись и в миру, если вести христианский образ жизни, – отвечает он. – В монастыре ведь, хоть это и намоленное, очень благодатное место, но в разы тяжелее, в духовном плане прежде всего. Когда ты приезжаешь со своим «чемоданом» (грехов. – Прим. автора), то понимаешь, что только с Божией помощью тебе под силу изменить себя. Кто-то выдерживает, кто-то нет. Сам я, бывало, несколько раз срывался. Но очень важно понять, что в твоих проблемах никто не виноват, просто нужно правильно выстроить отношения с людьми.
– А что можно сказать людям, которые хотят духовно возрасти, не прикладывая к этому особых усилий? – продолжаем беседу.
– Такого не бывает, – объясняет отец Паисий, – по себе же знаю. Главное, живя в монастыре, постоянно следить за собой, не суетиться, не смотреть на других. Одна пожилая монахиня как-то откровенно мне призналась, что самое важное в своей жизни она упустила, потому что больше беспокоилась и занималась судьбами других людей, а нужно было больше печься о своей!
Так и нам всем это самое главное нельзя упустить…
Беседовал Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.