Хотела душевную боль заглушить физической. В Гомельской области растет количество детей с психологическими расстройствами

297

Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Все, что дети приобретают дома, сохраняется на протяжении всей жизн. Журналист «Гомельскай праўды» узнала, чем живут современные подростки и как найти с ними общий язык, чтобы не травмировать психику.

В рутине дел забывают о главном

В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Зачастую их общение сводится только к контролю оценок в школе.
Психологи говорят, что в детях видны нерешенные родительские проблемы. Все, что происходит в семье и взрослым кажется нормальным, ребенок впитывает как губка. Это могут быть отношения между мамой и папой, бабушкой и дедушкой, другими членами семьи.
Поведенческие нарушения начинают проявляться уже в раннем возрасте. Тем более, если для этого есть какие-то деструктивные факторы.
– Иногда родители спрашивают: «А почему так?». Когда психологи начинают разбираться в проблеме, то выясняется, что в хорошей, на первый взгляд, семье не все так гладко, – отметила главный внештатный специалист по детской психиатрии главного управления здравоохранения облисполкома Наталья Беглюк.

По ее словам, порой люди, воспитывающие долгожданного ребенка, не хотят менять свой привычный образ жизни. Они считают, что, обеспечивая свое чадо материально, вопрос воспитания решается автоматически. Как правило, это не так,

потому что любому ребенку нужны ласка, внимание и семейное тепло.

– Бывает, спрашиваю у матери подростка: «Сколько раз вы целуете своего ребенка?». На что она удивленно отвечает вопросом на вопрос: «А это обязательно?», – привела пример Наталья Беглюк.

В нынешнее время проблемы есть не только в социально опас­ных семьях. Зачастую и у людей с высшим образованием, когда они мало времени уделяют детям. На такой почве у малышей могут проявляться невротические расстройства и заикания. Таким образом ребенок подсознательно пытается сплотить семью. Он может намеренно хулиганить,

чтобы с ним поговорили, обратили внимание. Например, простудившись, малыш знает, что ему будут уделять много времени, мама не пойдет на работу и даже поспит с ним. Многим это нравится.

В худшем случае подростки привлекают к себе внимание взрослых самоповреждающим поведением. Как рассказала Наталья Беглюк, однажды на приеме у психолога была девочка-подросток. Она живет в семье, где воспитанием занимаются мать и отчим, который употребляет алкоголь. Но в то же время он финансово обеспечивает семью. Поскольку у матери нет своей жилплощади, уйти от него не может. Выпивая, мужчина поднимает руку на женщину, дочь все видит. Она неоднократно просила мать уйти от мужчины и от безысходности начала резать себе бедра, чтобы привлечь внимание. Девочка сказала: «Быть может, находясь в больнице, мама поймет, что со мной что-то не так, и проблема решится».

Сейчас в стационаре психиатрической больницы также находится ребенок. В его семье – длящийся годами конфликт между мамой и бабушкой. Подросток в этой ситуации находится на перепутье, и, чтобы заявить о себе, начал резать руки. Тем самым говоря о том, что ему плохо.

Чтобы притупилась боль

Детей с самоповреждающим поведением становится все больше. Есть из хороших семей, которые портят руки, бедра, пьют таблетки, чтобы родные видели, как им плохо, вспомнили, что они есть и нуждаются в их любви. Подобное поведение – фактор негативных отношений в семье. Раньше так делали 16–18-летние подростки, те, которые более критичны к себе. Сейчас дети с порезами кожных покровов поступают в больницу с 12 лет. Теперь неосознанные мысли о том, что хотел умереть, проскальзывают в более раннем возрасте. Происходит так потому, что они могут слышать это от родителей, которые не удовлетворены определенными условиями жизни, от сверстников и старшеклассников. Есть даже сайты, на которых дети смотрят, как поступить, чтобы «стало легче». Стандартная фраза, которую произносят девочки-подростки на приеме у специалиста: «Я хотела заглушить душевную боль физической».

Субъекты профилактики ведут активную работу по выявлению детей, нуждающихся в помощи психолога. Ребят с самоповреждающим поведением выявляют в школе, на приеме у врача. Об этом специалисты информируют родителей и, как правило, ребенка доставляют в психиатрическую больницу, где с ним работает психолог. Если он не нашел суицидальных нак­лонностей, то помощь показана только при необходимости. В противном случае пациента оставляют на лечение в стацио­наре. В больнице специалисты разбираются, что привело ребенка к такому состоянию и работают над тем, чтобы не допустить в дальнейшем аналогичной ситуации.

Обратиться за помощью – не стыдно

Когда несовершеннолетний понимает, что его что-то мучает, но он не получает должного внимания со стороны близких, всегда можно обратиться к психологу. В областной психиатри­ческой больнице работает круглосуточный анонимный телефон помощи. Звонить можно всем, вне зависимости от пола, возраста и расовой принадлежности человека.

Родители должны наблюдать за детьми, смотреть на их поведение, эмоции и тело. Важно понимать: когда у ребенка появились порезы на коже или невротическое поведение, скорее всего, у него в душе бушует пожар. Нужно отметить, что некоторые дети боятся причинить себе телесную боль или пугаются вида крови. Поэтому необходимо также следить за успеваемостью в школе, посещением занятий, внешним видом. Звоночками служит нежелание идти на контакт с родителями, друзьями и сверстниками.

Жизнь, как в игре, не возвратишь

В современной психологии особое внимание уделяют еще одному немаловажному вопросу – интернет-зависимости. Действительно, в наше время трудно представить жизнь без смартфона в кармане. Если мы его забываем дома, то возвращаемся, потому что чувствуем себя как без рук. У многих людей и вовсе в телефоне весь рабочий процесс.

Дети не отстают от прогресса. В первом классе почти у каждого школьника есть мобильник. Хорошо это или плохо, каждый решает сам. А что психологи говорят про зависимость детей от телефона?

Беглюк отметила, что приучают к гаджетам с раннего возраста. Пока мама убирает или готовит, дает ребенку телефон с мультиками. Чтобы он не плакал в машине, снова телефон. Раньше родители больше читали сказок детям перед сном, сейчас это делает чужой голос из смартфона.

Компьютерные игры заменяют живое общение со сверст­никами. В раннем возрасте ребенок не умеет еще хорошо разговаривать, но знает, на какую клавишу нажать, чтобы включить мультфильм. Мама этим гордится – ребенок в свои три-четыре года разбирается в компьютере. К слову, за границей олигофрены давно учатся на компьютерах, потому что попросту не умеют писать. Глобальная цифровизация привела к тому, что сейчас дети очень узко мыслят. Они ленятся думать самостоятельно и ответы на элементарные вопросы ищут в интернете. Но если случится так, что под рукой не окажется телефона с выходом в Сеть, начнут теряться и паниковать.

Еще один фактор, который неблагоприятно действует на развитие – компьютерные игры. Особенно такие, где нужно убивать героя. Из-за чрезмерного увлечения стрелялками ребенок может недооценивать человеческую жизнь, думая, что, как и в виртуальной игре, можно будет возвратиться назад и все вернуть обратно.

Некоторые родители боятся проверять телефон подростка. Подозревают, что после такого поступка дети перестанут им доверять и закроются в себе. Но не стоит просить смартфон повышенным тоном или требовать его. Бесспорно, в подростковом возрасте появляются секреты, личная переписка. Важно еще до наступления критического момента выстроить с чадом доверительные отношения, чтобы в будущем не обнаружить в поисковой строке ребенка непристойных ссылок или преступных сайтов.

Необходимо помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Основные критерии, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с детьми:

*Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Это полезно помнить взрослым, которые идут на поводу у ребенка, лишь бы не огорчать его.

*Ограничений и запретов не должно быть слишком много. Такой метод предостерегает от другой крайности – воспитания в духе закручивания гаек.

*Все ограничения и требования нужно согласовывать с ребенком. В противном случае он будет настаивать, ныть или вымогать.

*Сообщать о запретах нужно дружественным, разъяснительным тоном, а не повелительным.

*О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда родителям нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая его, правильнее лишить хорошего, чем делать ему плохо.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: