Незнание истории делает нас уязвимыми. Об этом уверенно говорит милиционер, педагог и участник военно-исторических реконструкций Александр ЗАГОРСКИЙ.
Время сейчас непростое. Во многих смыслах. Каким будет завтрашний день, зависит от «качества» молодого поколения. А над высокими показателями надо потрудиться. Образ настоящего мужчины, защитника, не меняется с годами: это должен быть физически сильный, умный, воспитанный, духовно богатый, уверенный в себе и при этом обязательно добрый молодой человек. Скажете, миф? Таких не бывает? Да, картинка и правда не особо соответствует действительности – все чаще встречаешь на улице тощих, сутулых мальчишек с длинными волосами и в обтянутых коротеньких штанишках. Их сложно представить в форме и с автоматом на плече. Безусловно, XXI век, какое оружие! Это недемократично! Но давайте смотреть правде в глаза: это жизнь, она непредсказуемая. В реальности – более жесткая и колючая. Просто мы подзабыли, что такое свобода, и какова ее цена. Как говорится, труд сделал из обезьяны человека. Но трудиться сегодня «не модно» – так считает наша молодежь. Зачем, если можно заработать быстро и не напрягаясь? Сделав, например, «закладку». Я говорю о наркотиках. За это минутное дело платят хорошие деньги! И дети (именно дети!) клюют на приманку. И попадают на крючок. Выходит, у свободы есть обратная сторона – она вскармливает желание лениться, врать, быть алчным, безответственным, высокомерным и эгоистичным. Презирающим труд и любую физически сложную работу. Туда ли мы идем?.. Это лишь краткая выдержка из глубокого диалога с Александром Загорским.
Сила без ума – неверный путь
Должность нашего собеседника – милиционер роты милиции Мозырского отдела Департамента охраны. Он сотрудник МВД со стажем: более 12 лет проработал милиционером группы задержания. А началось все со срочной службы, которую проходил во внутренних войсках Республики Беларусь.
– Пришел из армии и, не раздумывая, сделал выбор, – с улыбкой вспоминает юность Александр Михайлович. – Когда поработал (а мы выезжали на конфликтные ситуации, сигналы тревожных кнопок, происшествия) и посмотрел, как вокруг неспокойно, то четко решил что-то с этим делать. Хватит наблюдать – пора действовать: делиться опытом и знаниями. Учить, одним словом, нашу молодежь. Посоветовался с руководством – идею охотно поддержали, подкорректировали график, сбавили темп, и я смог найти время и силы на педагогическую деятельность. Обратился в Мозырский центр творчества детей и молодежи и в 2018 году на базе СШ № 15 создал клуб по интересам «Когорта».
– Интересно, а почему такое название? Оно несет какой-то смысл?
– Безусловно. Так называли в древнем Риме отряд войска, составлявший десятую часть легиона. Это была «десятка лучших». Как раз то, что было нужно (смеется). Первые 12 человек я отобрал из детской комнаты милиции.
– Вы пошли сложным и опасным путем. Хулиганов трудно назвать лучшими.
– Да, было непросто. Но у этих ребят было главное: авторитет среди сверстников. А еще закалка, смелость, характер и мужская сила, причем как внешняя, так и внутренняя. Они лидеры и борцы по духу. А я должен был завоевать авторитет. И стать другом. Работали конкретно, как в армии. Строгость–справедливость–физические нагрузки–глубокое доверие. Мы подружились. Я показал все стороны реальности, научил их видеть, думать. И потом предложил передать эти знания остальным. А поскольку мои ребята были популярны в своих кругах, в школах, районах, то они быстро подтянули в клуб молодежь. Им понравилось, и они налегке продолжили мою миссию.
– Получается, вы подменили основы: они распространяли неправильные вещи, а вы показали другую сторону. И про канал информация разошлась.
– Да, все верно. И от трудных подростков, оказывается, есть польза. И очень большая: через них можно влиять на остальных детей. В хорошем смысле, разумеется. Я взял себе помощников и доверяю им. И, надо сказать, через сверстников правильная информация доходит легче и быстрее.
– У вас в клубе только парни? Или есть девушки?
– Я не разделяю детей. Приходят и те, и другие. Мы каждому рады. Главное, чтобы родители разделяли мои подходы к обучению и воспитанию. Это мы обговариваем сразу, еще до зачисления ребенка. Чтобы потом не возникало спорных ситуаций. Да и вообще, беседуя с родителями, я уже рисую общий портрет воспитанника. Вижу, в каких условиях он растет, какими чертами наделен. Понимаю, какие заложены принципы, мораль и взгляды. И сработаемся ли мы. Поэтому случайные подростки к нам не попадают. Они все разные: возраст, школа, уровень интеллекта, особенности в семье и прочее. Объединяет желание изменить себя и мир вокруг в лучшую сторону. Быть сильными, справедливыми и неленивыми. И не только в личных целях (это перегиб в сторону эгоизма), но и во благо нашей Родины. Патриотизм никуда не делся. Он здесь, в нас. Просто глубоко закопан под глупостями о полной свободе и личных удобствах. Радует, что родители разделяют патриотическую направленность. Но далеко не все. Есть те, кто предпочитает отдать сына в секцию, например, единоборств. Да, ребенок занят и физически развивается. Но достаточно ли этого? Сила без ума и духовно-нравственного наполнения может обернуться проблемой. Приведу реальный пример из жизни: родители предпочитают отдать сына на борьбу, и через некоторое время я, будучи на службе, приезжаю забирать его из ночного клуба. Выпили парни и стали натренированную силу применять в деле: драться, крушить и ломать все вокруг. На это ум не нужен. Так вот, если в физических нагрузках нет духовного смысла, культуры – это путь к статье 39 УК РБ. Снова и снова…
Истинный педагог – это лидер
– Александр, вы говорили о важности авторитета для ребят – они считают вас примером, лидером?
– Думаю, да. Во всяком случае, очень стараюсь им быть. Ведь в чем основа воспитания? Мое мнение – в реальном примере, образе. Если, предположим, учитель физкультуры требует от детей выполнения нормативов, а сам не может сделать и половину из этого, то о каком уважении может идти речь? У них не будет интереса, стимула. На словах быть умным, сильным, справедливым всегда проще, чем на деле.
Я воспитываю подростков своим примером: если требую что-то, то сам это в точности выполняю.
В спортзале – все нормативы, на турслете – показываю, как разжечь костер, собрать палатку, приготовить еду на костре, помыть посуду и так далее. Вывожу ребят из зоны комфорта, учу наглядно, как и что делать. И после даю им возможность проявиться. Через труд, обязанности, откровенные разговоры у костра. Без телефонов! Представляете современного подростка без гаджета? И не один день, а неделю или даже больше? Это реально. С удовольствием наблюдаю, как ребята общаются, открываются. Это работает на сто процентов. Они становятся крепче, в том числе духовно. На этом и строится принцип воспитательного процесса в «Когорте».
– Признаться, с трудом верится, что подросток может добровольно променять телефон на что-либо сегодня.
– И, тем не менее, это так. А что хорошего в этих бесконечных тыканьях пальцем в экран? Хотя некоторые западные умельцы этим пользуются: вливают в головы и уши нашей молодежи ненужную информацию. Надо признаться, что бесконтрольный интернет, соцсети давят на детей. Если родители этого не замечают, то вовсе не значит, что проблемы нет. Посмотрите хотя бы, как выглядят наши будущие мужчины: хиленькие, худенькие, крашеные, с сережками. Времена меняются, мы – тоже, но образ мужчины должен оставаться неизменным. Я считаю, парень должен быть духовно-нравственным, физически развитым, грамотным и воспитанным. Он защита и опора нашего государства. Сейчас таких мужчин я мало вижу. Поэтому меня все больше волнует судьба дочки. Спрашиваю часто у ребят, кем они хотят стать. И знаете, какой ответ звучит чаще остальных? Уехать из страны. Зачем? Не могут объяснить, но уверены, что жизнь там – мед. И тенденция с каждым годом все печальнее. Трудиться, в том числе физически, никто не хочет. Желание: сидеть ровно и зарабатывать большие деньги, транслируя в блоге «глубокие» мысли о свободе, о борьбе. При этом не знать элементарного – истории своего народа, страны.
– Вижу, эта тема для вас особо болезненна. И разделяю переживания. Надо что-то делать, согласны?
– Да, и мы уже на пути. Чуть больше полугода сотрудничаем с военно-историческим клубом «Калинковичско-Мозырский Поиск». Руководитель – Евгений Сергиенко. Его заместитель – талантливый педагог и очень хороший человек Владимир Гимбут – привел меня в клуб. Это как раз то, чего не хватало мне и моим ребятам – прочувствовать на себе настоящее бойцовское мужество, стойкость, доблесть, достоинство, долг. Увидеть своими глазами, какой ценой далась нам победа в войне. И та самая свобода, о которой так много сегодня говорят. Дело в том, что «Калинковичско-Мозырский Поиск» занимается реконструкцией военных событий. Представьте повидавшие бои мины, каски, пулеметы, пилотки, гимнастерки… У нас захватывает дух, когда прикасаемся к реальной истории. Теперь я могу рассказывать не просто на словах о том, что нужно быть мужественным, защищать Родину, чтить память, а предлагаю пропустить через себя ощущения, эмоции и сделать выводы. Бьет сильно, хочу сказать. И в правильные точки. Это основа истории, цена Победы. Дети смотрят реконструкции и начинают интересоваться прошлым, восстанавливать пустоты в знаниях. Изучать настоящую историю – с болью, потерями, подвигами, доблестью, а не перешитую и подмененную Западом. Посмотрите, что сейчас происходит в соседних странах: рушат памятники, перекраивают фрагменты. Прошлое становится вымышленным, но подрастающее поколение этого не узнает и примет за чистую монету, если мы будем бездействовать. Этого допустить нельзя! Важно отстаивать правду. И мы это делаем – работаем в историческом и патриотическом форматах: рассказываем, показываем, объясняем на пальцах.
– Когда нет уверенности, наследия, гордости за страну, эту пустоту быстро заполняют зарубежные источники. Причем их достоверность не проверяют, а принимают за чистую монету. Согласитесь, можно под таким углом показать картинку, что и сам начнешь сомневаться в знаниях. А незнание – наше слабое место.
– Безусловно…Наша молодежь уязвима. И мы вместе с ней. Ведь за ними – будущее. Вспомним поколения 70-х, 80-х, 90-х: люди читали книги, смотрели военно-патриотические передачи, встречались с ветеранами. Беседовали. Сейчас это теряется… А «образовывается» молодежь через ТикТок, Инстаграм, Телеграм и прочие каналы. Слушаю ребят порой и понимаю, что их цель сегодня – не получить хорошую оценку в школе, а «залить видос» или фото в соцсеть.
– Ваши цели важные, правильные, сильные. Много единомышленников?
– Самые главные – моя семья. Жена, тоже педагог, понимает и поддерживает полностью. Коллеги, разделяющие взгляды на жизнь, с нами на одной волне. Есть, разумеется, и любители «лежать на диване, смотреть телик и все критиковать». Как говорится, каждому свое. К слову, с этого учебного года наш клуб работает уже на базе СШ № 16. Если есть желающие пополнить ряды, будем искренне рады. Если заинтересовался кто-то из родителей, приходите в школу – побеседуем, познакомимся и решим, что делать дальше. Еще раз подчеркну, что сейчас мы вышли на новый уровень: участвуем с ребятами в реконструкциях военных событий. И у нас большие планы на этот счет. Безусловно, нужны средства – пока мы располагаем только тем, что насобирали по крупицам. Но при хорошей финансовой поддержке сделаем военную реконструкцию массовой и масштабной. Ведь история, правдивая и реальная, сегодня важна как никогда.
Беседовала Наталья КОНДРУСЕВИЧ,
внештатный автор.