В связи с изменениями в законодательстве о лицензировании, связанными с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 года № 326 «О совершенствовании лицензирования», с 1 октября 2019 года не требуется получение специального разрешения (лицензии) для осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности в части технического обслуживания организацией систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией (далее – системы ПА и ПДЗ), принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании.
Таким образом, организации вправе осуществлять техническое обслуживание систем ПА и ПДЗ на собственных объектах как по договорам со сторонними организациями, так и штатными работниками с квалификацией, соответствующей требованиям ТКП 316-2011 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Организация и порядок проведения работ» — единственным в Республике Беларусь нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность в целях обеспечения работоспособности и исправности систем пожарной автоматики. Соблюдение требований ТКП 316-2011 обязывает организации своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание и ремонт СПА и повышает степень ответственности за их неисполнение.
Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет) предусмотрена персональная ответственность руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Так, в соответствии с абзацем вторым подпункта 3.1 пункта 3 Общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом, руководитель субъекта хозяйствования обязан обеспечить работоспособность и исправность средств противопожарной защиты и пожаротушения, а также постоянную готовность к применению этих средств, в том числе систем ПА и ПДЗ.
С 1 января 2020 г. вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), разработанный в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожаров, а также для предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств – членов Евразийского экономического союза (Союза) требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, а также требования к маркировке этих средств для обеспечения их свободного перемещения на территориях государств-членов. Настоящий технический регламент распространяется на средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, предназначенные для предотвращения, снижения риска возникновения, ограничения развития пожара и распространения его опасных факторов, для тушения пожара, спасения людей, защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожара, а также для снижения риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие пожара.
Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения выпускаются в обращение на рынке Союза при их соответствии требованиям настоящего технического регламента и других вступивших в силу технических регламентов Союза.
На средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения и на упаковку должна наноситься маркировка, содержащая информацию о наименовании, типе (виде), марке, модели, назначении, основных технических параметрах и характеристиках, товарный знак и (или) наименование изготовителя, а также о стране-изготовителе. Маркировка должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется средство обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. При необходимости допускается дополнительное нанесение маркировки на других языках при условии идентичности содержания с текстом. Если маркировку невозможно нанести непосредственно на средство обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, то маркировка должна быть нанесена на упаковку и внесена в техническую документацию. Маркировка средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена в доступном для осмотра месте.
Сведения о выданном сертификате соответствия вносятся органом по сертификации в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Срок действия сертификата соответствия устанавливается для средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, выпускаемых серийно, 5 лет. Для партии средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (единичного изделия) срок действия сертификата соответствия не устанавливается.
К наиболее распространенным видам средств ПБиПТ, выявленных в обращении на рынке Республики Беларусь с нарушением требований ТР ЕАЭС 043/2017, можно отнести огнетушители, пожарные извещатели, средства огнезащиты, противопожарные муфты, противопожарные клапаны, электромонтажная арматура.
Мозырское районное подразделение МЧС.