Одни называют это место «последним пристанищем», другие – тюрьмой. Что на самом деле собой представляет Мозырский дом-интернат для инвалидов, спросили у директора Татьяны Маркосян.
Мало кто знает, что, если свернуть налево по дороге в микрорайон Железнодорожный, окажешься будто в отдельном мире: среди высоких деревьев расположились несколько ярких невысоких разрисованных знаний. Ухоженных и опрятных. Чувствуется, что о них заботятся. Речь об учреждении «Мозырский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов». Мы заглянули в кабинет директора и расспросили, как протекает их жизнь в уединении. Татьяна Маркосян – приятная внешне и открытая женщина. Она с улыбкой восприняла новость о нашем визите, задорно подчеркнув, что «ребята будут рады новым лицам». Работает Татьяна Анатольевна в этом учреждении уже более 30 лет. Как пришла молодым специалистом на должность медсестры, так и осталась. Сегодня она возглавляет дом-интернат. Надо сказать, что отношение к этому месту у тех, кто ни разу не был, а только что-то там слышал, весьма неоднозначно. Есть миф, что здесь людей залечивают, обижают, заставляют работать. Но энергетику мы ощутили другую – домашнюю и спокойную.
Мы приходим к ним домой и помогаем
–Татьяна Анатольевна, расскажите о тех, кто оказался в учреждении. Кто они для вас как для директора и для человека?
– Это обычные люди, наши соотечественники. Официально – граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, наши подопечные. В учреждении проживает 230 человек в возрасте от 18 лет и старше. Хотя речь идет о взрослых, относимся к ним как к детям, поскольку заболевания подразумевают круглосуточную опеку и уход. Все они решением суда лишены дееспособности, и я, как директор, назначена опекуном. Проживание осуществляется на постоянной и временной основе. Родственники могут их навещать, конечно, при желании забирать домой на время – это только приветствуется. Но нужно понимать, что мы имеем дело с психиатрическими заболеваниями: человека нельзя оставлять без присмотра, он может быть опасен для себя и окружающих (включить газ, учинить пожар и прочее).
– Как они к вам попадают?
– По путевке комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома. В наш дом-интернат принимаются граждане пенсионного возраста, инвалиды I, II групп, а также граждане, ранее заключившие договор пожизненного содержания с иждивением за счет местных бюджетов с местными исполнительным и распорядительным органом. При этом они должны быть признаны недееспособными и нуждающимися в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи. Разумеется, каждый случай индивидуален и требует особого подхода. Но от этого никто не застрахован:– любой человек может оказаться в трудной жизненной ситуации по состоянию здоровья или поведенческим реакциям. Диагнозов масса, и каждый со своим «отпечатком». Многие думают, что здесь последний причал для человека, но всё наоборот: мы стараемся поддержать интерес к жизни, помогаем принять новые условия, показываем, что даже после приковавших к постели недугов можно найти повод для улыбки. К нам попадают люди с хроническим протеканием болезни – шансов на восстановление у них очень мало. Бывают, конечно, исключения. В доме-интернате создано отделение сопровождаемого проживания – мы очень надеемся, что некоторые подопечные смогут в дальнейшем социализироваться и проживать самостоятельно. Но это длительный и кропотливый процесс.
Живем не по справочнику, а по зову души
– Ваши подопечные получают здесь какое-то лечение?
– Только поддерживающее, и то при необходимости. У нас не больница, а лечебно-профилактическое учреждение. Лекарства принимают лишь те, кому это нужно. Активно ведется кружковая работа: наши постояльцы с удовольствием рукодельничают, танцуют, поют, рисуют, изготавливают поделки из подручных материалов. Они делают домики для домашних животных, скворечники, кормушки, малые формы для улицы. После проводим ярмарки и продаем изделия за небольшие суммы. Проживающие дома-интерната по своей сути добрейшие и искренние люди. Они не имеют понятия притворяться, скрывать недостатки, чтобы казаться лучше. Как дети, ранимые и впечатлительные и также требующие ухода и внимания. Возможно, есть физические недостатки, так сказать, внешнее несовершенство, но в душе каждый светит особой красотой и любовью к жизни. Всех стараемся занять трудотерапией – но работают по желанию и настроению.
– Трудятся на территории охотно?
– Конечно. Нашим постояльцам показано такое времяпрепровождение. Проверено годами, что психически больные люди имеют огромный потенциал физической силы. Они должны чем-то заниматься, тогда сохраняется ощущение значимости и причастности. Поскольку у нас есть подсобное хозяйства – стадо крупнорогатого скота – многие привязаны к животным. Есть ребята, которые добровольно помогают на ферме. Для них теленок – почти друг: его нужно каждый день напоить, покормить и погладить. Ведь потребность ухаживать и делиться – наша природная. Помимо животноводства, занимаемся еще и растениеводством. Но мы не стремимся загрузить работой, лишь стараемся разнообразить будни постояльцев. У нас большой двор, сад, есть беседки для отдыха. Каждый месяц наши подопечные получают 10 процентов от пенсии. Мы заключили договор с фирменной сетью, приезжает машина «Дары от «Зари» и торгует всем ассортиментом – люди могут купить всё, что пожелают.
– А творчески ваши постояльцы отдыхают?
– Обязательно. У них организован разноплановый досуг: регулярно проводим дискотеки, вечеринки, сладкие столы, концерты и спортивные мероприятия. В общем, мы работаем для них – приходим к ним в дом и помогаем. Воплощаем любые идеи, разумеется, под присмотром инструктора, медсестры, санитара. К слову, медицинские работники находятся в учреждении круглосуточно. Среди постояльцев дома-интерната много талантливых людей – есть даже свои «звездочки», например, художник Виктор Наумов. Он везде и всюду рисует. Ему это нравится. Мы увлечение поддерживаем: стены зданий и сооружений на территории ожили изнутри и снаружи. И красота, и польза, ведь творческим людям самореализация очень важна.
– Вы упомянули подсобное хозяйство. Давно им занимаетесь?
– Да, с момента создания учреждения. Сегодня стадо КРС – 35 голов, из них 14 – дойных коров. Есть постоянный приплод, бычков продаем. Молоко пьем только домашнее, каши на нем готовим. Овощи свои, без нитратов – химией людей не кормим. На поля на прополку и посадку бригада выходит под руководством инструктора в комфортное время. Постояльцы участвуют с удовольствием. Ничего не продаем – всё для себя. Еще раз повторю: работать людей никто не заставляет. Так, общими силами засолили на зиму капусту, огурцы, помидоры и моченые яблоки. Это вдвойне вкусно, потому что выращено своими руками. Мы здесь живем не по справочнику, а по зову души.
Их комфорт — наша главная обязанность
–Татьяна Анатольевна, поговорим о коллективе. Я так понимаю, случайных людей здесь нет?
– Если такие и появляются, то надолго не задерживаются: грубое отношение неприемлемо в нашем доме – ни крики, ни рукоприкладство. Очень помогает видеонаблюдение: можно одновременно контролировать прием пищи в столовой, проведение прогулок, мероприятий, соблюдение режима. Постояльцев много, каждый со своими особенностями. У них ведь тоже есть межличностные отношения: дружба, любовь, недоверие, неприязнь. В палате живут по 2–3 человека, может что-то не нравиться. Если мы видим конфликтную ситуацию, сразу стараемся разобраться. Они ведь здесь находятся 24 часа в сутки, их общий комфорт – наша главная обязанность. Работа сложная, но посильная. Коллектив подобрался, я считаю, хороший и правильный – каждый на своем месте. Живем, можно сказать, одной семьей, знаем друг друга много лет. Я этих людей знаю с молодости. Всего в учреждении 166 работников: на пищеблоке повара, медсестра-диетолог, кухонные работники. В медицинском отделении – врачи, медицинские сестры, фельдшер, медицинская сестра-массажист, санитарки и санитары. Есть культработник, специалист по социальной работе, психолог, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, инструкторы по трудовой терапии. Также своя прачечная, где трудятся рабочие по стирке и ремонту спецодежды, швея и другое. Все работают с душой, нет безразличных, каждый желает быть полезным. Я всем бесконечно благодарна за терпение, доброту и эмпатию.
– Вы стали ориентиром для коллектива. Ваши взгляды для них сегодня как родные, верно?
– Возможно, хотелось бы верить. Мой главный принцип как руководителя – честность и открытость. Я всегда разговариваю спокойно с людьми, никого не принуждаю, не давлю авторитетом. Никогда не обманываю подчиненных, ведь единожды солгав, потеряешь доверие навсегда. Есть разные работы – красивые, престижные, важные. Такой я считаю и свою. В голове много планов и задумок, но своими силами их сложно реализовать. Мы очень ценим неравнодушных людей, волонтеров, которые оказывают спонсорскую, благотворительную помощь дому-интернату. В Гомельской области много домов-интернатов, подобных нашему. Скоро в Озаричах будет открываться еще один – и это очень правильно. Из-за предвзятого отношения родственники предпочитают закрывать больного в квартире, думая, что так будет лучше. Но на самом деле это большая ошибка: ему необходимо ежеминутное наблюдение. И государство помогает решить проблему. Не раз слышала, что отдать родственника в учреждение для инвалидов – это стыдно. Хочется спросить, почему? Мы ведь отдаем ребенка в Детский сад – тоже специализированное госучреждение. И никто родителей за это не осуждает: у взрослых есть обязанности, а ребенок в это время находится с ровесниками, общается и развивается. Это нормально. Повторюсь: у нас не тюрьма, а закрыты мы лишь потому, что очень уязвимы.
Наша мечта — маленький тренажерный зал
– Близится Новый год. О чем бы попросили Дедушку Мороза?
– Мы очень любим этот праздник, усердно готовимся к нему. Украшаем ёлку. Всегда проводим театрализованное представление: наряжаем постояльцев в тематические костюмы. Героев они выбирают сами, а мы ли помогаем воплотить задумку. Наши работники приводят на новогоднее представление детей и внуков – здесь всегда очень весело и шумно. Поскольку этот праздник волшебный, хотелось бы от лица всех жителей нашего Дома попросить тренажеры. Не обязательно новые – будем любым рады. У нас нет, к сожалению, спортзала, а постояльцам необходимо движение. Летом проще – устраиваем соревнования, играем в подвижные игры, в волейбол, футбол. Они выплескивают энергию. Но это сезонный момент – с осени по весну на улице не так комфортно, поэтому тренажеры были бы очень кстати.
– Мне кажется, работа стала для вас частью жизни?
– Да, вы правы. Мы здесь находимся не только ради зарплаты, а чтобы наполнить красками каждый день наших подопечных, удовлетворить все запросы. Да и работникам необходимо ощущать причастность к добрым делам. Это очищает, придает внутренних сил и делает нас живыми людьми. Способность сопереживать, сочувствовать, помогать – высшая мера человечности. А сейчас, к сожалению, стало модно жить для себя. Только правильно ли это? Душа требует хороших дел – такова ее основа. Люди должны обмениваться внутренним светом, а вместо этого мы загоняем себя в состояние стресса, тревоги, страха. Есть простой совет: помогайте окружающим, особенно тем, которые в этом очевидно нуждаются. Так вы откроете в себе новую грань, эмоцию. Наши постояльцы – живут обычной жизнью: также смотрят телевизор, слушают новости, они испытывают те же переживания и боль. Многие очень образованы, начитаны, но в силу разных обстоятельств вынуждены находиться под наблюдением. Да, энергетика здесь тяжелая, но всё зависит от тебя: с каким настроением приходишь, такой груз и унесешь с собой. Можно сказать, подобные учреждения проверяют на наличие эмпатии и сочувствия.
– А у вас это откуда? Оно ведь идет изнутри и должно закладываться с детства?
– Безусловно, мне повезло с родителями – очень хорошие, доброжелательные, всю жизнь вместе. Я ими очень горжусь. Рядом всегда была бабушка, дедушка – добрейшие люди. Также много хороших примеров в коллективе: было с кого брать пример. У каждого на пути появляются ситуации выбора, но важно помнить, что все в жизни возвращается – и добро, и зло. И никто не застрахован от беды. Или от спасения…
Экскурсия по зданию и внутрь себя
После беседы с директором мы отправились знакомиться с постояльцами Мозырского психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Надо сказать, что страха не было, только лишь любопытство и небольшое волнение. На улице нас приветливо встретили упомянутые выше кошки – круглые, пушистые и мурлычущие. А еще, игривый четвероногий сторож «сторож» Соня. Животные вели себя спокойно и вальяжно, терлись о ноги в ожидании ласки. Видно, им привычно такое обращение человека. Зашли с Татьяной Анатольевной в здание, было время обеда – на коридорах многолюдно. Мое присутствие постояльцев не испугало, скорее, заинтересовало. Фотографировались с удовольствием. Стены здания от потолка до пола расписаны природой, цветами. На каждой – свой сюжет. Удивительно, как можно так точно распределить пространство и спланировать картинку.
Заглянули в кабинет процедурной медсестры. Марина Леонидовна Козел была на месте, ожидала постояльцев для выполнения манипуляций. «Мое место здесь, я это точно знаю, – рассказала женщина. – Этим людям нужна двойная забота и уход – мы все искренне стараемся дать им все это с лихвой». После зашли в мини-парикмахерскую. Мастер Ольга Анатольевна Левахина как раз стригла улыбчивую и приятную девушку Елену. Помещение маленькое, но весьма уютное. Везде чистота и порядок. Есть в здании и своя маленькая аптека. Но не такая, как мы привыкли видеть, а комната, в которой систематизированы и правильно хранятся медицинские препараты. «У нас все под рукой, – показывает содержимое шкафчиков и рассказывает старшая медицинская сестра Алла Георгиевна Ермак. – На случай высокой температуры, скачущего давления и прочих непредвиденных ситуаций». Надо сказать, что на приход директора и работники, и проживающие дома-интерната отреагировали спокойно. Некоторые постояльцы, направляясь в столовую, даже подходили ее обнять. Это о многом говорит, согласитесь. Такое отношение не выбьешь палкой, его нужно заслужить кропотливым и честным трудом.
Показала Татьяна Анатольевна и комнаты, в которых проживают постояльцы: помещения хоть и маленькие, но чистые и уютные. Интересно, что в каждой палате соблюдена своя цветовая гамма. В одной из них я увидела мужчину со следами краски на руках и одежде. Это художник Виктор. Он на минуту отвлекся от творческого процесса – разрисовывал стены столовой – и забежал к себе. Смущаясь, мужчина рассказал, что рисует очень давно. Это его взгляд на жизнь – через краски и яркие сюжеты. Помимо творчества, Виктор активно занимается спортом – участвовал в соревнованиях по футболу и даже завоевал награду. Мы еще немного пообщались и отправились дальше по коридору. Заглянули в отделение реабилитации и на занятия к психологу Ольге Ивановне Калиниченко. Увидели созданную своими силами скромную библиотеку и прекрасных ростовых кукол в костюмах. Меня впечатлило, сколько удивительных вещей эти люди могут сделать своими руками. Они с усердием и заботой клеили каждый кусочек к подделке, с головой уходя в процесс. Они, словно дети, знают, во что направить энергию – на созидание. А мы порой тратим ее на разрушение…
Я побыла в доме-интернате для инвалидов буквально пару часов, но этого времени хватило, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на жизнь. Искренне благодарю директора и всю ее большую «семью» за доверие, открытость и бесценный опыт.
Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото автора.