В то время, когда белорусы возлагали венки и цветы к мемориальным комплексам в День памяти жертв геноцида, из страны-соседки пришла шокирующая новость: верховный суд Украины разрешил использовать символику дивизии СС «Галичина» как не противоречащую закону.
История с обелением этого украинского подразделения в составе нацистской Германии имеет глубокие корни. Потомки тех, кто сдался союзникам СССР, а затем массово эмигрировал в США и Канаду, избежав ответственности за совершенные ими военные преступления, начали предпринимать первые попытки реабилитировать дивизию «Галичина» уже через несколько лет после войны. Но свидетели зверств, бывшие малолетние узники, ветераны войны не позволяли переписать историю. Активизировалась эта работа после создания в 1991 году независимой Украины.
Эсэсовцев объявили «борцами за свободу Украины», а подразделение, которое было преимущественно полицейским, в литературе стали именовать «боевой частью». На самом же деле дивизия СС «Галичина» была частью войск «Ваффен-СС», которую Нюрнбергский трибунал в 1946 году признал преступной организацией. Но это не остановило украинских «исследователей национальной памяти».
Между тем, солдаты сформированной 28 апреля 1943-го дивизии использовались только в карательных операциях против гражданского населения. Так, в феврале того же года они совместно с подразделениями УПА и вспомогательной полиции полностью сожгли преимущественно польское село Гута Пеняцкая и уничтожили практически все его население. Из более чем тысячи жителей смогли спастись лишь около 50 человек. Даже командир дивизии Фриц Фрейтаг считал бойцов «Галичины» «сбродом, позорящим германский мундир».
К слову, в ряды дивизии СС были включены как добровольцы-новобранцы, так и бывалые каратели, например, из 201-го батальона шуцманшафта, пролившего немало крови во время акций на территории Белоруссии.
Как на Западе отнесутся к узакониванию символов нацизма, предугадать нетрудно: предпочтут не замечать этот факт. Проглотили ведь ранее героизацию Бандеры и других военных преступников, сквозь пальцы смотрели на шествия нацистов, осквернение памятников…
Хотя некоторые западные страны только делают вид, что рьяно отстаивают европейские ценности на украинском театре военных действий. Поляки, например, прекрасно помнят о преступлениях бандеровцев, которые тысячами вырезали польских женщин и детей. Подтверждение тому – итоги специального социологического исследования, заказанного американским «Национальным демократическим институтом» и немецким фондом Фридриха Эберта.
На обычный вопрос «как поляки относятся к украинцам», был получен неожиданный ответ: поляки хотят вернуть Украину, но без украинцев. Им нужен Киев, Львов, Ужгород, Карпаты. Желательно без населения.
Так что помнят они Волынскую резню, не могут простить, что сегодня украинцы отбирают у них львиную долю социальной помощи. А подначивание союзников в войне против России, снабжение их оружием – один из способов обезлюдить территории, которые они давно считают своими, и ослабить восточного соседа, выиграть время на спокойное их обустройство. Как-то так.